Цифровые гуманитарные науки – направление достаточно новое. Расскажите немного, когда в принципе оно появилось.
– Это молодое направление в науке, появившееся в середине 2000-х годов. Но оно берет истоки практически с середины прошлого века, с момента появления первых компьютеров. Цифровые гуманитарные науки, или digital humanities, объединяют множество направлений, связанных с использованием цифровых технологий и гуманитарных наук. Цифровые технологии применимы в истории, лингвистике, культурологии, антропологии и в других областях. Все эти сферы развивались достаточно самостоятельно до 2000 годов, а в начале XXI века произошел ряд объективных процессов, объединивших все эти направления. За счет этого digital humanities сейчас становятся чем-то большим и заметным.
Вы в своей работе охватываете какую-то часть или рассматриваете digital humanities в целом?
– Большинство специалистов в этой сфере глубоко занимаются чем-то одним. Точно так же, как историки специализируются на истории какого-то одного региона и периода. Я тоже занимаюсь узкими сферами, применяю это в исследованиях. Одновременно мне интересен и общий методологический взгляд на digital humanities. Я преподаю и пишу статьи о технологиях в гуманитарных специальностях в целом, изучаю, как выглядит «ландшафт» этой области науки.
В какой момент вы начали работать в этой сфере?
– Моя карьера в высшем образовании начиналась с преподавания математики и информатики для разных факультетов – преимущественно гуманитарных: для историков, политологов, лингвистов. Именно гуманитарные факультеты оказали на меня большое влияние. Мне стало интересно, как преподавать так, чтобы информатика была полезна для будущих историков и филологов.
В 2004 году я начала работать в лаборатории исторической информатики, мы занимались историческими исследованиями на основе компьютеризированных и математических методов. Позже нам стало «тесно» в пределах истории. В это время в мире тоже шли определенные процессы перехода от узких областей отраслевой информатики к широким. Нельзя просто так сидеть у себя в лаборатории и что-то делать самому по себе: важно взаимодействовать с миром.
В середине 2010-х мы создали центр Digital humanities в ПГНИУ, привлекли в команду специалистов с разных факультетов. Спустя время наша маленькая группа почти полностью перешла в НИУ ВШЭ, где мы занялись цифровыми гуманитарными науками более системно и открыли магистратуру по digital humanities.
Все свое. В Перми обсудили возможности кооперации науки и промышленных предприятийНасколько digital humanities актуальны сейчас в Перми?
– То, чему мы учим, применяется в разных областях. В Перми это более востребовано в учреждениях культуры и искусства. В digital humanities есть инструменты для этого. Мы работаем С Пермской художественной галереей, с Пермским краеведческим музеем, с Музеем современного искусства, с архивами Перми, с Театром оперы и балета и с другими учреждениями сферы культуры. В digital humanities развиваются направления по внедрению технологий в экскурсионную деятельность, по взаимодействию со зрителями театра или музея. Наши студенты делают цифровые проекты с учреждениями культуры на базе выставок, музеев или спектаклей в театре. Такие проекты включены в образовательный процесс.
Digital humanities востребовано на уровне образования как школьного, так и высшего. Среди студентов магистратуры много состоявшихся профессионалов в этой области.
В Пермском крае создадут «Дягилевский фонд поддержки культурных инициатив»Расскажите о проектах, которые вы делали.
– Среди наших партнеров больше музеев. Например, проект вместе с Пермской художественной галереей. Студенты «оживили» портреты первого зала галереи с помощью специальных технических средств, сделали анимацию, чтобы персонажи говорили о своем периоде истории. Их речь соответствовала и времени, и статусу.
Еще один интересный мы проект сделали с Пермским архивом про набережную Камы. Студенты собрали множество материалов и исторических фотографий набережной в лонгрид, записали аудиоэкскурсию. Обычный человек редко ходит в архив и вряд ли увидит такие материалы о своем городе, а в цифровом виде это доступно многим.
С Пермским музеем современного искусства мы сделали карту садов и современных арт-объектов города в формате путеводителя – с фото, видео и комментариями от различных экспертов.
Как правило, мы берем какую-то одну выставку, тематику или объект и вокруг них выстраиваем цифровое расширение. Для музеев это свежий взгляд и способ привлечения молодой аудитории.
Насколько прибыльны профессии в сфере digital humanities? Что это за профессии?
– На эти два вопроса нет однозначного ответа. Исследования в области рынка труда показывают, что уже сейчас специалисты, которые сочетают в себе технические и гуманитарные навыки, более востребованы и высокооплачиваемы. В ближайшем будущем этот тренд будет усиливаться.
Гуманитарные и технические науки никогда не были полностью отделены друг от друга. Программист делает свой продукт для людей, должен понимать их запрос и знать, как устроен человек. Условно: сделать робота так, чтобы человеку захочется с ним обниматься.
Технари, которые приходят в сферу цифровых гуманитарных наук, становятся программистами, разработчиками проектов в любых сферах. Им проще зайти в гуманитарную область, обладая навыками digital humanities.
Обучение в этой сфере хорошо именно как магистратура, как надстройка на основную уже имеющуюся профессию или образование в какой-либо сфере. Сегодня нужно понимать, как устроен мир, и приобретать навыки, которые можно применять в разных сферах дополнительно к своей основной профессии.