Как стало известно Business Class, в сентябре часть пермских перевозчиков может столкнуться с нехваткой кондукторов. Текучесть кадров наблюдалась и раньше, но сейчас сотрудники увольняются, а новые почти не приходят. Когда отменят летнее расписание и число рейсов увеличится, может возникнуть дефицит кадров. В связи с этим автотранспортные предприятия, которые уже протестировали бескондукторную систему, просят перейти на нее с сентября.
Перевозчик «РТ-Лайн» готовы отказаться от кондукторов на маршруте №4. Как рассказал Business Class директор пермского филиала компании Андрей Целоусов, готовится соответствующее обращение в городской департамент транспорта. «Уже сейчас потребность в кондукторах закрываем с трудом. Есть фактор сезонности – традиционно часть людей не работают в дачный сезон и до октября уезжают из города. К тому же сейчас наложилась пандемия – сотрудники чаще уходят на больничный. В то же время информация о планируемом переходе на бескондукторную систему останавливает новых людей от трудоустройства», – описал ситуацию г-н Целоусов.
В МУП «Пермгорэлектротранс» говорят о влиянии только первого из перечисленных факторов. «В настоящий момент нехватка кадров среди кондукторов вызвана сезонным оттоком персонала, а также временным отсутствием сотрудников в период отпусков», – прокомментировали в пресс-службе ПГЭТ.
«Пермгорлектротранс» определил поставщика оборудования для бескондукторной системы оплатыВ пермском филиале компании «Автомиг» готовы с сентября перевести на бескондукторную систему маршруты №59 и №80 (последний участвовал в пилотном проекте). Директор предприятия Игорь Сасунов отмечает, что в период пандемии профессия кондуктора стала еще более нервной и напряженной, чем обычно. «Тяжело целый день работать в маске, а еще больше проблем возникает из-за необходимости требовать соблюдения этого правила от пассажиров. Из-за отказа надевать маску в автобусах нередко разгораются конфликты. Это отбивает у кондукторов желание работать», – рассказал он.
По словам перевозчика, после введения бескондукторной системы компания трудоустроит часть кондукторов в контрольно-ревизорскую службу (ее сотрудники контролируют оплату проезда). Тех, у кого есть водительские права, готовы «переучить» на водителей автобусов. Кроме того, на предприятии будет сформирован клининговый отдел, сотрудники которого будут отвечать за уборку салонов. Сейчас эта функция возложена на кондукторов, как и санитарная обработка в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.
Для обсуждения возможности и деталей перехода на бескондукторную систему состоялось заседание общественно-консультативного совета, которое проведет первый заместитель главы города Эдуард Хайруллин. Решено в сентябре в тестовом режиме внедрить систему на автобусах №4, №59, №80 и трамвае №8.
Как рассказали Business Class участники заседания, представители мэрии выразили готовность рассмотреть вариант поэтапного перехода на бескондукторную систему оплаты проезда.
При заключении контрактов с перевозчиками затраты на кондукторов предусмотрели до 1 июля 2021 года. К этому времени провели тестирование бескондукторной системы и выявили моменты, которые следуют доработать. Затем из бюджета были выделены средства на оплату труда кондукторов в июле-сентябре – 150 млн рублей.
Один из важных выводов «пилота» – необходимо автоматизировать процесс бесплатной пересадки, чтобы на водителей не ложилась дополнительная нагрузка. Пока этого не сделано, но обратившиеся в департамент перевозчики не видят здесь непреодолимого препятствия. «На маршруте №4 уже тестировали оплату проезда через стационарные валидаторы, и у водителей есть опыт работы без кондуктора. Расписание на автобусе было построено таким образом, чтобы хватало времени продать билеты пассажирам, которые платят наличными, или выдать пересадочный талон», – говорит Андрей Целоусов.
По его словам, с сентября число автобусов на маршрутах «РТ Лайн» увеличится с 90 до 100. Частичный переход на бескондукторную систему поможет укомплектовать эти рейсы сотрудниками.
В Перми с 31 августа начнется тестирование оплаты проезда по QR-коду