Автор: Анастасия Кацай
Спрос на услуги специалистов в категории «Красота и здоровье» на платформе «Авито» в 2021 году в Перми оказался на 196% выше, чем в аналогичный период до пандемии в 2019 году. Статистику приводит «Авито». Именно пандемия и ограничения работы легальных салонов красоты привели к резкому увеличению этих показателей.
За 2020 год число салонов красоты в России сократилось на 10%, согласно данным 2ГИС и «СберУслуги», которые были опубликованы в «РБК». В период локдауна и пандемии многие мастера из салонов начали оказывать услуги на дому. Салоны красоты закрылись на карантин, но спрос на процедуры остался. К тому же цены у надомников намного ниже. По данным «Авито Услуги», самые популярные бьюти-услуги – маникюр и педикюр, на них приходится 29% спроса клиентов в Перми. Средняя стоимость на эти процедуры у частников составляет 700 рублей. При этом цена в салонах красоты варьируется от 1500 до 2500 рублей, это в 2-3,5 раза дороже.
Многие легальные салоны красоты столкнулись с нехваткой кадров и падением спроса, поскольку надомники устанавливают более низкую стоимость на процедуры. В связи с этим часть клиентуры салонов перешла к индивидуалам, предоставляющим те же услуги, но за меньшую стоимость.
Предложение бьюти-услуг на «Авито» в Перми за два года выросло на 61%. Юлия Нуриева, владелица салона Egoist и руководитель Гильдии организаций по оказанию услуг в сфере индустрии красоты при Пермской торгово-промышленной палате, сожалеет, что рынок гибнет, не выдерживает конкуренции с нелегалами.
«Легальные салоны восстанавливаются непросто. В период пандемии они все были закрыты, поэтому многие сотрудники ушли работать по домам и решили там остаться. В работе на дому нет контроля со стороны надзорных органов, отсутствуют нормы и правила, – отмечает г-жа Нуриева, – Это сильно влияет на уровень культуры обслуживания, на качество используемых расходных материалов. Я давно работаю в этой сфере и понимаю, на что идут самозянятые в сфере красоты для снижения себестоимости услуги. Но на это никто не обращает внимания», – говорит г-жа Нуриева.
Помимо роста спроса на услуги ногтевого сервиса, на «Авито» востребованными стали всевозможные СПА и косметологические процедуры, а также пирсинг и тату. Юлия Нуриева отмечает, что многие мастера сферы красоты работают дома без надлежащих сертификатов, а косметологи – без медицинского образования, что, конечно же, неприемлемо.
В салоне Egoist, которым владеет г-жа Нуриева, за летний период 2021 года спрос на услуги сократился. По ее словам, это связано с сезонной жарой и тем, что многие клиенты салона остаются за городом или уезжают в отпуска.
Восстание полупроводников. В пермских автосалонах – дефицит и рост ценПермский салон красоты D’ajour поделился с «bc», что за год после пандемии увеличил продажи на 30% благодаря возобновлению деятельности, но до сих пор не смог вернуть показатели по прибыли за допандемийный период. Наибольший спад активности клиентов был весной и летом 2020 года, когда работа салонов красоты была приостановлена. С начала пандемии услуги макияжа и праздничных причесок стали наименее востребованы в связи с ограничениями по проведению массовых мероприятий и торжеств. «На сегодняшний день самыми популярными процедурами остаются маникюр, педикюр, стрижка и окрашивание волос», – отмечают в D’ajour.
Лана Арасланова, владелица студии красоты Molecule в Перми, уверена, что легальным салонам не стоит опасаться вытеснения частными мастерами. По ее мнению, рост спроса на бьюти-услуги на дому объясняется только желанием поскорее выйти из изоляции.
«Наши гости делились ощущением счастья, от того, что могут снова себе позволить уходовые процедуры», – рассказывает г-жа Арасланова корреспондентам «bc». «В нашем пространстве все восстановилось, как и до пандемии. Мы сохранили коллектив, произошел прирост гостей на 7%, также поменялась часть услуг, мы переформатировали их под требования времени. Стали востребованы услуги в 4/6/8 рук, которые позволяют клиенту сэкономить время. Хотя мы их завели уже лет 5 назад, но полноценный спрос видим именно сейчас», – отмечает владелица салона Molecule.
Г-жа Арасланова считает, что визит в салон для клиента важен самим фактом и атмосферой: «Один человек просто не способен держать атмосферу и постоянные стандарты. В студии красоты есть распределение полномочий и широта предложений, работнику на дому обеспечить такое вряд ли под силу». По мнению эксперта, «домашние» мастера бьюти-сферы никуда не денутся, но и салоны останутся с собственной клиентурой, просто у каждого свой сегмент и свои преимущества.
Уперлись в кольцо. В Перми планируют реконструировать площадь около Центрального рынка