Автор: Анастасия Хохлова
Эксперты подвели итоги III квартала на пермском авторынке: сбои с поставками машин в салоны, растущие цены на сырье и комплектующие у производителей, неверие в то, что ситуация изменится у дилеров и клиентов.
Проблема с поставками автомобилей в дилерские центры вновь обострилась летом из-за дефицита полупроводников и электронных компонентов – необходимых комплектующих для сборки авто. Поскольку из-за постоянно растущих цен клиенты стремятся приобрести машины как можно быстрее, предложение в салонах сократилось до неприличных размеров. «Третий квартал стал логичным продолжением второго. Дефицит автомобилей растет, а за ним и цены. Дефицит всецело связан с пандемией, которая на данный момент совсем не ослабевает. Это ведет к закрытию либо ограниченной работе ряда предприятий по всему миру, которые производят различные компоненты для автобизнеса. Рост цен на сырье гонит цены вверх. Спрос в третьем квартале оставался стабильно высоким именно из-за нехватки на рынке автомобилей», – пояснил Константин Бабиян, исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии».
В дилерских центрах уверены, что улучшения ситуации не стоит ждать ни в IV квартале 2021 года, ни даже в начале 2022-го. «Ситуация с доступностью автомобилей, наоборот, ухудшится к концу года. Весь 2021 год подтверждает фразу: «Не будет лучшей возможности купить автомобиль, чем сейчас». Поэтому клиенты, ожидающие распродаж в конце года, скидок на прошлогодние автомобили, огорчатся в этом году», – предупреждает Егор Щербов, директор по продажам АХ «Экскурс».
«Предпосылок по восстановлению доступности автомобилей в условиях стабильно высокого спроса в ближайшие полгода нет, поэтому можно прогнозировать сохранение дефицита на рынке», – соглашается Дмитрий Репин, заместитель директора по продажам «САТУРН-Р-АВТО».
Ситуация начнет медленно меняться, когда пандемия COVID-19 отступит. «Четвертый квартал будет логичным продолжением третьего. Изменений в дефиците, росте цен, высоком спросе стоит ждать лишь когда пандемия перестанет быть угрозой и все сопутствующие автобизнесу производства восстановятся. И произойдет это не одномоментно, также потребуется какое-то время. Поэтому в первой половине 2022 года в ситуации на автомобильном рынке мало что изменится», – считают в дилерском центре «Автомобили Баварии».
Клиенты практически опустошили рынок новых автомобилей и могут перейти на «вторичку», считают эксперты. В Пермском крае продажи машин с пробегом уже возросли по разным оценкам от 20-25%. «Люди, загоревшиеся идеей поменять авто, не найдут подходящее новое в наличии и обратятся к рынку машин с пробегом. Предложение по ним будет сокращаться», – уверен Егор Щербов.
Согласно данным «Авито Авто», продажи подержанных автомобилей во II квартале выросли на 24% по сравнению с I кварталом. Сейчас этот показатель еще выше. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи на вторичном авторынке региона выросли на 29%.
Стоимость автомобилей за 10 лет выросла и в эконом-, и в премиум-сегменте. В среднем цены на самые популярные бренды увеличились в два раза, где-то больше. Такие данные приводит Autonews.ru. При этом дело не в инфляции – стоимость авто на 500-600 тысяч выше, чем могла быть. Автовладельцы добавляют, что ценовой разрыв еще больше, так как нужно учитывать стоимость страховки, проценты по кредиту и покупку дополнительных опций.
Стоимость популярных машин в масс-маркете в 2012 году и сейчас | |||
по данным Autonews.ru | |||
Модель | Цена в 2012 году, руб. | Цена в 2021 году, руб. | Прирост (%) |
Lada Granta | 259 000 | 545 900 | 110,7 |
Lada 4x4 | 334 100 | 649 900 | 94,5 |
lada Largus | 376 000 | 768 900 | 104,5 |
Kia Rio | 479 900 | 897 900 | 87,1 |
kia Sportage | 879 900 | 1 782 900 | 102,6 |
Hyundai Solaris | 445 000 | 890 000 | 100 |
Renault Logan | 339 000 | 734 000 | 116,5 |
Nissan Qashqai | 795 000 | 1 615 000 | 103,1 |
Mazda CX-5 | 949 000 | 1 846 000 | 94,5 |
Toyota Camry | 959 000 | 1 973 000 | 105,7 |
Skoda Octavia | 564 000 | 1 542 000 | 173,4 |
*цены указаны для базовой комплектации.
Стоимость популярных машин в премиум-сегменте в 2012 году и сейчас | |||
по данным Autonews.ru | |||
Модель | Цена в 2012 году, руб. | Цена в 2021 году, руб. | Прирост |
Toyota LC Prado | 1 732 000 | 3 064 000 | 76,9 |
BMW 3-Series | 1 820 000 | 3 230 000 | 77,5 |
BMW X5 | 2 919 000 | 5 900 000 | 10,7 |
Audi Q5 | 1 730 000 | 4 445 000 | 156,9 |
Audi A6 | 1 720 000 | 3 940 000 | 129 |
Mercedes GL/GLS | 5 200 000 | 9 580 000 | 84,2 |
Mercedes S-Class | 4 700 000 | 11 350 000 | 141,5 |
Cadillac Escalade | 3 415 000 | 7 777 777 | 127,8 |
*цены указаны для базовой комплектации.