Музей современного искусства PERMM и студия педагогов и психологов АНО «Лаб21» запустили совместный проект, посвященный поддержке молодых педагогов и представителей культуры, которые работают с подростками. Проект стал победителем Фонда губернаторских грантов Пермского края при софинансировании Фонда президентских грантов в номинации «Поддержка молодежных проектов».
Лаборатория профессионального развития молодых специалистов образования и культуры «/Не/знаю как» – это диалоговая площадка, где классные руководители, специалисты музейного дела, театров и других учреждений культуры поднимают проблемы, с которыми они сталкиваются при работе с подростками, и находят их решение вместе с профессиональными психологами.
Как рассказала руководитель проекта «Лаборатория профессионального развития молодых специалистов образования и культуры «/Не/знаю как» Дарья Дягелец, идея родилась из совместной работы с Музеем современного искусства PERMM: «Мы работали над общим проектом во Владикавказе, куда меня пригласили для проведения методических семинаров с музейными педагогами о том, как работать с группой подростков, создавать соучаствующие проекты и себя мотивировать. Мы поняли, что те проблемы и вызовы, которые встают перед школьными учителями, есть и у работников музеев, и у всех, кто занимается с подростками. Поэтому решили пригласить классных руководителей и работников культурных институций и предложить им программу, где поднимаются эти болевые точки».
На участие в лаборатории «/Не/знаю как» подали заявки более 100 человек, из них отобрали 50. Это представители не только Пермского края, но и других регионов – от Москвы до Йошкар-Олы. Мероприятия проекта пройдут в три этапа, один из них уже состоялся – это трехдневный семинар, который прошел с 8 по 10 октября.
Первый день семинара был посвящен тем проблемам, с которыми сталкиваются молодые педагоги и представители культуры, работающие с подростками. Во второй день участников знакомили с одним из глобальных современных трендов – соучастным проектированием. Третий день был посвящен проблеме эмоционального выгорания. Педагогические семинары проводили специалисты АНО дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг и инноваций «Вектор» – кризисный психолог Наталья Емельянова и системный психолог Александр Хисяев, а также педагог Александр Бизяев. Тему соучаствующего проектирования вели заведующая отделом по музейной педагогике Музея современного искусства PERMM Анастасия Шипицина и ее коллега Лейла Гизатуллина.
«Мы раскрыли такое важное для современного образования понятие, как партиципация, или соучастие в проектировании, когда проект делается не какой-то одной организацией, а в партнерстве с аудиторией. Состоялся довольно откровенный доверительный диалог с педагогами. Надеюсь, что благодаря проекту мы вместе научимся понимать, как можно решить проблемы, возникающие при работе с подростками, и зафиксируем эти рекомендации в методическом издании на сайте музея. Итоги нашего проекта помогут и другим педагогам и музейщикам, которые работают с подростками», – отметила Анастасия Шипицина.
В ближайшие два месяца в рамках проекта пройдет серия онлайн-сессий в мастермайнд группах участников с тренерами. В декабре запланирована итоговая антиконференция «Знаю как», где участники проекта представят свои идеи по решению вопросов, обсуждаемых на сессиях в октябре. Финальным этапом проекта станет выпуск методических материалов лаборатории на сайте музея PERMM.
«Планируем, что из этого проекта в дальнейшем родятся общие проекты между школами и музеями или театрами, и что такая среда поможет людям решить проблемы, с которыми они к нам пришли», – подчеркнула Дарья Дягелец.
Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края.