Автор: Кристина Суворова
В Перми расширен список маршрутов с бескондукторной системой оплаты. Сейчас в нем состоят автобусы №№4, 11, 14, 17, 19, 59, 64, 67, 78, 80 и трамваи №№4, 6 и 8. С сентября 2021 года система была запущена на четырех маршрутах. Далее она охватит весь город.
На поручнях при входе в транспорт установлены стационарные валидаторы. Для оплаты проезда к его нижней части нужно приложить бесконтактную банковскую карту, транспортную карту или проездной. На экране появляется подтверждение покупки, бумажный билет не выдается.
Еще один способ – оплата проезда по QR-коду. Чтобы пользоваться им, нужно установить на смартфон мобильное приложение «Транспортная карта Пермь». Оно позволяет выпустить цифровую карту по аналогии с виртуальными банковскими картами. Сделав это, для оплаты проезда в транспорте останется только считать QR-код на двери или окне в салоне.
Вариант покупки билета за наличные также существует, для этого нужно обратиться к водителю во время остановки транспорта.
В планах администрации автоматизировать совершение бесплатной пересадки на всех маршрутах. Но пока этого не сделано, вариантов действий несколько.
Валидаторы в пермских автобусах дали сбойМежду бескондукторными маршрутами автоматизированы пересадки по транспортной карте и проездному. В первый раз в момент прикладывания карты к валидатору с нее спишутся деньги (или поездка), во второй раз – только зафиксируется факт посадки. Аналогично работает бесплатная пересадка по QR-коду. В мобильном приложении автоматически сгенерируется пересадочный талон.
Если нужно пересесть с бескондукторного маршрута на «обычный», билет придется покупать у водителя, чтобы предъявить его в следующем транспортном средстве. При обратной пересадке талон тоже должен дать водитель. Кроме того, даже между бескондукторными маршрутами не автоматизирована пересадка при оплате проезда картой банка, поэтому с ней нужно опять же идти к водителю.
В течение месяца весь транспорт собираются оснастить QR-кодами. Так что этот способ бесплатной пересадки станет доступен не только между бескондукторными маршрутами. Автоматизация процесса бесплатной пересадки по транспортной карте или проездному будет распространяться по мере подключения новых маршрутов к бескондукторной системе.
«На бескондукторных маршрутах вопрос предоставления пересадки без наличия бумажного билета стоит острее, чем на маршрутах, где эта функция возложена на кондуктора. Поэтому было принято решение в первую очередь разрабатывать и внедрять соответствующее программное обеспечение на этих маршрутах. В настоящее время прорабатывается возможность внедрения данной функции на все валидаторы в городском пассажирском транспорте», – рассказали в департаменте транспорта администрации Перми.
За оплатой проезда в общественном транспорте следят контролеры. Всего в штате контрольно-ревизорской службы полностью укомплектовано девять бригад, которые ежедневно выходят в рейды на линию. По мере добавления новых маршрутов количество контролеров будет увеличиваться.
У контролеров есть специальные валидаторы, которые предназначены для проверки пассажиров, не имеющих бумажного билета. Для этого необходимо приложить к устройству карту, которой оплачен проезд. Информация о покупке на валидаторе контролера отобразится, даже если фактически деньги с карты пассажира еще не списались (иногда это происходит не сразу).
Штраф за безбилетный проезд в Перми – 500 рублей, при повторном нарушении – 1000 рублей. Обнаруженный контролером безбилетник все равно обязан оплатить проезд. В противном случае его попросят выйти из транспорта.
Нужно помнить, что покупать билет следует сразу после посадки в автобус или трамвай.
В автобусных маршрутах №№4, 59 и 80, а также в трамвае №8 от кондукторов отказались с 1 сентября. Пассажирам дали время привыкнуть к новшеству, а с 22 сентября начали штрафовать.
«При запуске бескондукторной системы в сентябре доля безбилетников варьировалась в течение всего месяца. На начальной стадии их количество было выше: это связано с привыканием к новой системе. Поэтому на первые три недели контролеры вели разъяснительную работу в салонах транспортных средств без наложения штрафных санкций. К концу месяца доля безбилетников сложилась на уровне 18-20%», – рассказали в департаменте транспорта администрации Перми.
В адрес департамента транспорта поступило обращение от перевозчиков с просьбой разрешить переход на бескондукторную систему части автобусных и трамвайных маршрутов. Это связано с дефицитом кондукторского персонала. Для обеспечения стабильной работы и недопущения срывов выхода транспорта на линию было принято решение о переводе части маршрутов на систему оплаты без кондуктора.
На автобусных и трамвайных маршрутах, которые были включены в систему с 10 октября, оборудование было включено заранее, пока кондукторы еще продолжали работу. Это позволило пермякам опробовать систему и при необходимости уточнить непонятные моменты у кондукторов в автобусе или трамвае. В связи с этим контроль на линии осуществляется в полном объеме.
Автобусные и трамвайные маршруты включаются в систему поэтапно, до полного перехода на данный вид сбора оплаты проезда.
Такое мнение прозвучало в ходе прямого эфира с главой Перми Алексеем Дёмкиным. Вот что он ответил:
«Транспортная модель, которая уже реализована, предусматривает, что все маршруты должны стать бескондукторными. Это заложено в контракты с перевозчиками. Мы не собираемся делать резкий разворот назад и будем продолжать транспортную реформу. Все-таки в ней есть рациональные элементы. Что касается системы оплаты проезда, наша задача сделать так, чтобы она была понятна и удобна».
Департамент транспорта администрации Перми: «Контроль за соблюдением масочного режима находится в компетенции Министерства транспорта Пермского края».
В Прикамье поступила партия карт «Тройка» для оплаты проезда в транспорте