Автор: Регина Бартули
Недавно «Инкаб» отпраздновал 14-летие. В каком «самочувствии» завод встретил эту дату, учитывая затянувшуюся в мире пандемию и повсеместные локдауны?
– На развитие бизнеса ситуация с пандемией негативного влияния не имела. Команда «Инкаба» очень быстро перестроилась на дистанционную модель коммуникаций. Как результат – мы достигли всех плановых показателей. Выполняем план по чистой прибыли, показываем «дежурный» рост выручки – 20% ежегодно. Основным негативным моментом было, скорее, сокращение живого общения с партнерами: стало меньше выставок и значимых мероприятий. «Инкаб» сегодня – это международная группа компаний. Мы оперируем тремя производственными площадками: в России, Европе и США и работаем на рынках Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Разумеется, есть сложности с перемещением между странами, в частности, визовые проблемы с США. Но все это временные неудобства, они для нас не критичны.
Мы первые в России, с долей рынка в 30%. Мы участвуем в крупнейших федеральных инфраструктурных проектах и сотрудничаем с крупнейшими компаниями страны. Среди наших ключевых партнеров «Ростелеком», «МТС», «Мегафон», «ЭрТелеком», «Россети», «Русгидро», «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Новатэк», «Транснефть».
Как думаете, почему «Инкабу» из года в год удается держать марку и не терять интерес со стороны бизнес-партнеров?
– Секрет прост. Мы хотим производить лучший продукт. Для этого мы делаем серьезные инвестиции в разработку, технологию и производство. Сейчас надо принципиально быстро реагировать на изменения в мире, на запросы и пожелания заказчика, давать то, что ему нужно. А нередко даже демонстрировать то, о чем он еще не знал.
«Инкаб» помешан на качестве и инновационном подходе, на постоянном совершенствовании. Мы хотим быть лучшими во всем – это все материализуется в наших продуктах.
Нужно сказать и о специфике нашей кабельной продукции. «Инкаб» производит оптический кабель для телекоммуникационной, энергетической и нефтехимической отраслей, а также специальные кабели-датчики. В портфеле завода 125 типов собственных разработок конструкций оптического кабеля. Сейчас мы все больше и больше знакомим со своей продукцией заказчиков из Америки и Европы, расширяем наш охват рынков, и это гарантирует нам долгосрочный устойчивый рост.
Вы долгие годы работали в финансовой сфере и структурах ПФПГ. Почему приняли решение сменить сферу деятельности?
– Целенаправленно я не менял сферу деятельности. Просто когда открываются новые направления, то обращаешь внимание на появляющиеся перспективы и вызовы, а «Инкаб» дает потрясающую возможность раскрыть себя в амбициозных проектах.
Я оцениваю вызовы, которые появляются в жизни, как возможности для развития. Перед нами стоят задачи: провести цифровую трансформацию бизнеса, усилить свое присутствие на рынках Европы и США, сделать компанию публичной, провести консолидацию по международным стандартам, разместить облигационный заем, выйти на рынок акционерного капитала. Наша задача – быть успешными во всем.
Предприятие возникло с нуля и сейчас ставит перед собой задачи по выходу на принципиально новый, мировой уровень. Это вдохновляет.
В каком направлении планирует развиваться компания в ближайшие годы, чтобы не сбавлять заданный темп?
– Уже готова стратегия развития «Инкаба» до 2025 года. На цели развития производства и цифровизацию группа инвестирует порядка 1,3 млрд рублей. Мы предусмотрели продуктовую диверсификацию за счет увеличения доли специальных кабелей-датчиков в нашей линейке и объеме выручки – увеличим ее с 3% до 15% в ближайшие три-пять лет. В этом сегменте рынок еще не сформирован, потребность в такой продукции может быть крайне высокой, а у «Инкаба» есть отличная возможность для развития продукта в виде собственной научно-технической конструкторской базы.
С точки зрения географической диверсификации нам важно стать заметными игроками на рынках США и Европы. Это огромные рынки, и ситуация с пандемией только усилила тягу с этих рынков. Мы видим рост спроса на сети доступа в США, Германии и Великобритании. Нам приходится конкурировать с ведущими мировыми производителями оптического кабеля, такими как Prysmian Group, Corning, OFS, AFL, Nexans. Задача на ближайшие годы – увеличить свое присутствие на европейском рынке до 3%, а в Америке – до 1,85%. Для этого уже в 2022 году наша доля международных продаж должна находиться на уровне 50%, мы хотим ее и дальше наращивать. В 2021 году по прогнозам общая выручка составит 8 млрд рублей, а на 2022 год стоит цель – 10 млрд рублей, половина придется на международные продажи.
С точки зрения корпоративного развития задача «Инкаба» стать публичной холдинговой структурой с прозрачной системой управления. Мы планируем выйти на рынок корпоративного долга уже в декабре этого года, выпустив облигационный заем. Нам интересно «продать» Инкаб как идею потенциальным инвесторам.
Среди ключевых задач на ближайшие несколько лет выделю задачу цифровой трансформации бизнеса компании. Мы хотим стать настоящим интеллектуальным российским предприятием, навязывать плотную конкурентную борьбу мировым производителям и влиять на цифровую повестку.
Какие «умные» решения завод собирается внедрять?
– На самом деле масштабная цифровая трансформация «Инкаба» уже идет. Мы выбрали SAP в качестве партнера и поставщика решений. Для реализации проекта была выбрана облачная платформа SAP S/4HANA Cloud (RISE Private cloud edition) и комплекс решений SAP Digital Manufacturing.
Выбранная ERP*-система должна стать фундаментом для выполнения стратегии «Инкаба». Наша задача – консолидировать на единой платформе все основные бизнес-процессы группы компаний, таких как планирование и исполнение производством, управление качеством, управление движениями материальных потоков, управление взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками, оперативный расчет и анализ себестоимости продукции, финансовый менеджмент.
Реализуя эту задачу планирования на базе SAP, мы создаем единую информационную среду для всей группы компаний «Инкаб», включая международные площадки. Мы создаем жесткий управленческий контур Группы, кардинальным образом повышая прозрачность и, естественно, эффективность нашей работы.
Кроме того, мы ожидаем, что новая платформа станет фундаментом для создания интеллектуальных систем на самом производстве, так называемого «умного» завода.
На какой стадии данный проект сейчас? Кто помогает вам этот проект реализовывать?
– Сейчас мы на стадии интеграционного тестирования. В начале следующего года планируем запустить систему в продуктивную эксплуатацию, стабилизировать на «Инкабе» в России, а потом тиражировать на остальных мощностях группы компаний. Это позволит нам «коммуницировать на одном языке» и повысить качество принимаемых решений, что прямым образом влияет на производительность, уменьшит всевозможные потери. Все процессы станут прозрачными, сквозными, понятными и законченными.
Вообще запуск ERP-cистем на предприятиях относится к классу задач повышенной сложности. Тем более когда речь идет о производственном предприятии. Мы станем первым российским предприятием в кабельной отрасли, которое автоматизирует на базе SAP планирование и исполнение производства. И мы видим искреннюю заинтересованность в нашем проекте нашего основного партнера САП СНГ. Мы отмечаем исключительный уровень поддержки нашего проекта с их стороны.
Кроме цифровизации в мировой повестке активно растет значимость «зеленой» повестки. Как «Инкаб» решает вопрос экологии и энергоэффективности производства?
– «Инкаб» относится к малоопасным предприятиям, тем не менее мы работаем с выбросами в атмосферу, ведем раздельный учет отходов, каждый вид по возможности отправляем на вторичную переработку либо на утилизацию. Наша корпоративная ответственность заключается в запуске и поддержании производственных процессов с учетом окружающей среды, наших сотрудников, а также собственных стремлений клиентов к устойчивому развитию, и мы предлагаем им качественные продукты.
Развивая наши производственные площадки в Европе, США и России, мы стремимся достичь наших целей в области устойчивого развития и работаем в соответствии с глобальными экологическими стандартами везде, где ведем бизнес. Проще говоря, забота о планете, благополучии и безопасности сотрудников является одной из неоспоримых ценностей компании. Ведь не просто так философия и миссия «Инкаба», заявленные его основателем Александром Смильгевичем – своим трудом создавать новейшие сети передачи данных, создавая будущее для себя и следующих поколений.
*ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) – это программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, операции, отчетность, производство, кадры. SAP (Systems, Applications and Products in Data Processing) – системы, приложения и продукты обработки данных. Немецкая компания SAP AG является мировым лидером в области программных решений для бизнеса, единственный международный разработчик с центром обработки данных в России.
Завод «Инкаб» – №1 в России и СНГ по объему производства оптического кабеля (2013-2015 гг., 2017-сентябрь 2020 г.) и по объему переработанного оптического волокна (2012-сентябрь 2020 г.) по данным ассоциации «Электрокабель». В Incab Group входят ООО «Инкаб», ООО «Окей-кабель», Emcab GmbH и Wires&Bytes GmbH (Германия), Incab America LLC (США).
На правах рекламы