Автор: Кристина Суворова
Сергей Станиславович, в Законодательном Собрании вы вошли в состав комитета по развитию инфраструктуры. Почему решили работать именно в нем? Какие направления деятельности комитета вам особенно близки?
– Это связано с моей специализацией и карьерным опытом – он сложился в компаниях и структурах власти, которые отвечали за развитие инфраструктуры, инвестиции. Кроме того, в Пермской городской Думе я работал председателем комитета по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами – это смежные сферы. В работе инфраструктурного комитета можно выделить несколько функциональных направлений: развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, ЖКХ и строительство социальной инфраструктуры в территориях Пермского края. Все эти направления работы важны и понятны для меня, перекликаются с прошлым опытом работы. Кроме того, во втором созыве Законодательного Собрания Пермского края я также работал в инфраструктурном комитете.
Последние пять лет вы представляли интересы пермяков в гордуме. В этом году вошли в новый, четвертый созыв ЗС. Какие первоочередные задачи сформулировали для себя, общаясь с жителями в ходе избирательной кампании? Какие главные запросы граждан?
– Округ для меня новый, и для того чтобы узнать проблемы и вопросы, волнующие жителей, во время избирательной кампании мы проводили встречи, опросы населения. В результате увидели, что главный вопрос, который беспокоит людей, связан с социальной инфраструктурой. Вопрос доступности и качества медицинской помощи волнует жителей Запруда, Висима, Кислотных дач. Например, жители Вышки-2 «привязаны» к поликлинике на улице Крупской. Это практически час езды на автобусе. Притом, что транспортная доступность – тоже в числе самых проблемных вопросов в округе. Это общие проблемы всего округа, которые потребуют комплексных решений. Ставлю перед собой задачу их найти и продвигать.
Большая часть округа – это частный сектор. Развитию территорий частного сектора в черте города многие годы уделялось недостаточно внимания. Действующие программы по благоустройству и обеспечению коммунальной инфраструктурой, к сожалению, пока не позволяют решить накопившиеся проблемы частного сектора. Поэтому одна из задач – это выработка комплекса мер на уровне края по развитию территорий индивидуальной жилой застройки, в том числе увеличение объемов финансирования действующих программ. Много вопросов у жителей вызывают организация сбора и вывоза мусора: это и содержание контейнерных площадок, и система сбора в частном секторе, и систематические нарушения графиков вывоза мусора. Данные вопросы запланированы к рассмотрению в рамках существующих полномочий на площадках Законодательного Собрания.
Транспортную доступность должно заметно улучшить строительство трассы ТР-53. Сейчас проводится отбор подрядчика для выполнения работ по первому этапу. Есть ли уверенность, что реализован будет не только он, но и весь проект – дорога соединит микрорайоны Садовый, Висим, Запруд и Вышка-2?
– Это очень значимый и долгожданный проект для округа, и за его реализацией жители следят с особым вниманием. Ключевой вопрос всегда был в источнике финансирования. Сейчас он определен – принято решение, что Пермский край получит инфраструктурный кредит на первый этап строительства дорога. Это будет новый опыт использования такого механизма. Уверен, что он окажется позитивным. Тогда взаимодействие Федерации и региона будет масштабироваться, и мы сможем рассчитывать на дальнейшие транши инфраструктурного кредита, чтобы полностью реализовать проект ТР-53.
Кроме того, по микрорайону Вышка-2 был первым сформирован проект в рамках нового законодательства о комплексном развитии территорий. Это пример ответственного отношения к градостроительному развитию: рассматривается перспектива жилищного строительства – и тут же под нее планируются школы, больницы, детские сады, общественные пространства, решается вопрос транспортной доступности. Доведение трассы ТР-53 до Выщки-2 – часть программы комплексного развития микрорайона. Это очень правильный подход, надеюсь, он будет применяться и для других территорий.
Один из самых масштабных инфраструктурных проектов, который сейчас продвигает руководство региона, – наземное метро (проект «Компактный город»). Вы всегда выступали за развитие городской электрички. Как оцениваете перспективы проекта?
– Это то, о чем многие пермяки давно мечтали. Мы помним, какие сложности вызвало закрытие железнодорожного движения от Перми I до Перми II. Проект «Компактный город» будет прорывом в развитии города. Это оптимальный вариант создания транспортных связей не только с отдаленными районами Перми, но и с близлежащими населенными пунктами – Фролы, Краснокамск, возможно, Кунгур, Добрянка. Очень рад, что есть политическая воля и поддержка со стороны Российской Федерации и РЖД по реализации этого проекта, а также понимание источников финансирования для него.
При каких условиях электрички смогут стать полноценным городским транспортом?
– Первое – оборудование посадочных платформ и обустройство подходов к ним, максимальное приближение остановок автобусов/трамваев и железнодорожного транспорта. Второе – единая система оплаты проезда в автобусе, трамвае и электричке. И третье – интеграция расписания движения, чтобы автобусы подвозили людей к отправлению электричек. А также важную роль играет хороший современный подвижной состав, который у нас уже появляется виде современных электропоездов «Ласточка».
Один из центральных вопросов инфраструктурного комитета – исполнение перечня капитального строительства, которое последние годы низкое. Как депутаты могут повлиять на ситуацию?
– Прогноз исполнения по итогам 2021 года – 22%. Думаю, этот показатель не устраивает никого: ни жителей, ни депутатов, ни правительство. Нет задачи кого-то критиковать, «искать крайних». Нам предстоит много значимых проектов, в том числе к 300-летию Перми. Это наша общая задача – выйти на новый уровень исполнения плана инвестиций. Я думаю, что может пригодиться мой опыт работы в городской думе, где мы наладили достаточно серьезную систему контроля за исполнением инвестпроектов, «дорожных карт». Эти подходы реально объединить с тем, что уже наработано на краевом уровне.
Если говорить о проектах к 300-летию, как вы лично расставили бы приоритеты?
– Во-первых, это завершение уже начатого: реконструкция эспланады, набережной, Комсомольского проспекта – проектов благоустройства центрального ядра города. Что касается больших инфраструктурных объектов – завод «Шпагина», спортивная арена, оперный театр, гостиничные комплексы, здесь 300-летие – не та дата, на которой все закончится. Задача – сделать рывок вперед и двигаться дальше, не снижая темпов, чтобы завершить запланированные стройки. Но при реализации масштабных проектов в центральных районах очень важно, чтобы мероприятия по благоустройству реализовывались во всех микрорайонах города. Чтобы все жители получили комфортную городскую среду, в которой было бы не стыдно встретить юбилей города.
Многие проекты заявлены к реализации в формате государственно-частного партнерства. Универсальная спортивная арена, онкодиспансер, дорожные объекты. Заключено соглашение о строительстве двух школ. Правильно делать ставку этот формат?
– Потребность в социальных объектах в Перми и крае гораздо выше, чем бюджетные возможности. Однозначно государственно-частное партнерство позволяет быстрее решить эту проблему и качественно менять инфраструктуру города и края. Это касается всего – мостов, поликлиник, школ, спортивных объектов. Особенно актуальны механизмы ГЧП для создания объектов, где оказываются платные услуги. Поскольку в таком случае инвестор может возвращать вложенный капитал не за счет только средств бюджета, но и платы посетителей. Переведя в формат ГЧП строительство, например, бассейнов, спорткомплексов, средства бюджета мы можем перераспределить на другие социальные объекты – поликлиники, детские сады и т.д.
Сейчас у банков и крупных корпораций есть достаточно большой объем свободных денежных средств и не так много проектов, куда можно инвестировать. В этой ситуации ГЧП для них – надежный инструмент, хоть и с небольшой доходностью. Чтобы инвестор принял решение зайти в проект, нужны гарантия возврата вложений и понятные, прозрачные правила взаимодействия. И самая главная задача – найти баланс между интересами инвестора и региона. В этом смысле сейчас нет универсальных решений, «коробочных продуктов»: каждый проект требует серьезной экспертизы. Может быть, поэтому мы пока не видим «бума» ГЧП. Но надеюсь, что такие кейсы сформируются – шаг к этому сделан, например, в части строительства школ.
Упомянутые инфраструктурные кредиты – новый механизм для стимулирования развития социальной, дорожной инфраструктуры в городах. Думаю, ближайшие пять лет станут периодом формирования принципиально новых подходов к реализации такого рода проектов. Поэтому не сомневаюсь, что в инфраструктурном комитете будет интересно работать.