Акселерация «Флакона». Интервью с генеральным директором столичного арт-пространства

Эльдар Керимов, генеральный директора арт-пространства «Флакон», созданного на месте завода по производству хрусталя, рассказал Business Class о создании проекта и потенциале для реализации подобной концепции в Перми.

Автор: Анастасия Кацай

Арт-пространство «Флакон» – территория, которой вернули жизнь после редевелопмента. В Перми многие о ней слышали, но немногие знают в деталях. Расскажите немного о проекте. Расскажите, когда и как было принято решение организовать дизайн-пространство на территории бывшего хрустального завода?

– Решение организовать арт-пространство возникло в 2009 году. Мы быстро собрали команду, укомплектовали штат и занялись реализацией задуманного проекта. Сначала мы привлекли резидентов, которые работают в сфере креативной индустрии. Затем открыли несколько ивент-площадок, которые поспособствовали формированию творческой среды. Точкой опоры для развития «Флакона» стали события на территории завода. Например, одним из первых фестивалей, который мы провели, был Seasons.

Каким образом происходило создание культурного пространства: привлекались инвесторы или в их роли выступали будущие резиденты?

– Первые шаги к реконструкции бывшего завода и переводу его в арт-пространство мы делали в 2009 году. Этот год был кризисным, поэтому многие первоначальные идеи отпали. Например, реализация бизнес-центра требует больше финансовых затрат, нежели создание культурного пространства. Именно благодаря кризису мы пришли к той концепции, в которой сейчас существует «Флакон». Для создания пространства мы брали кредиты, а часть финансирования обеспечивали резиденты.

Какие финансовые затраты потребовались для создания культурного пространства? Окупились ли они?

– В совокупности мы привлекали порядка 10 млн долларов, чтобы привести «Флакон» в то состояние, в котором мы видим его сейчас. Деньги окупились за пять лет.

За какие сроки удалось реконструировать бывший завод во «Флакон»?

– На реконструкцию строений бывшего завода по производству хрусталя ушло около года. В 2010 году эти здания уже сдавались в аренду резидентам. На момент запуска «Флакона» мы не освоили только два строения общей площадью 11,5 тыс. кв. метров.

В 2015 году закончили полностью все работы. Еще оставались небольшие помещения, которые мы использовали для технических целей, но вскоре их также перепрофилировали в коммерческую площадь.

Сейчас у команды «Флакона» есть намерение запустить в эксплуатацию котельную и трансформаторную подстанцию, но для этого необходимо осуществить ряд инженерных реконструкций.

​Грани искусства. Пермь станет одной большой сценой для театра

Что сейчас происходит на территории дизайн-завода? Чем «Флакон» привлекает резидентов? Какие резиденты сегодня представлены?

– За 12 лет «Флакон» вырос как проект и бренд. Он самобытный и самодостаточный: 100% площадей сданы в аренду. Мы фокусируемся на привлечении в резиденты технологичных компаний и организаций в сфере digital-art.

Один из ярких проектов арт-пространства – робохолл с роборукой, предназначенный для вечеринок, ивентов или аренды под видеосъемку. Эта площадка приносит на 20-30% больше прибыли, чем помещения, которые сданы классическим арендаторам с ежемесячной оплатой.

Мы анализируем, что происходит вокруг, выделяем интересные для себя проекты. В связи с внешними изменениями рынка и теми, что вызвала пандемия, меняем пространство и взаимодействие. Еще вчера хотели развивать тему выставочного ритейла, сегодня понимаем, что в любой момент этот сегмент может выключиться по воле каких-либо ограничений или локдауна.

Эльдар Керимов с коллегами на пермском форуме Redline.


Шла эстакада по шоссе. Первый этап строительства ул. Крисанова стартует в декабре 2021 года

Как работу «Флакона» изменила пандемия? Идет ли работа, есть ли ограничения?

– Любую ситуацию с коронавирусом сложно спрогнозировать, поэтому мы пробуем разные форматы. Сейчас мы подбираем тех резидентов, которые смогут продолжить работу в случае ограничений.

В 2019 году планировалось незначительное перепрофилирование одного из этажей – около тысячи кв. метров – под ритейл-площадку. Но введены ограничения, и мы не успели насытить резидентами это пространство. Необходимо было менять задумку. Вместе с арт-командой Sense мы оборудовали эту площадку необходимыми технологиями, что позволило изменить стратегию использования площади с точностью до наоборот. Теперь в этом помещении можно реализовать разнообразные проекты и создавать уникальный контент. Наша площадка стала популярна среди компаний, которые занимаются съемками рекламы, клипов и другого видео-контента. Возможно, мы не пришли бы к этому формату, не будь пандемии. А что касается сроков, то эту площадку мы реорганизовали за пару месяцев.

Насколько могут быть востребованы такие проекты вне Москвы, в российских регионах вроде Перми? За счет чего они могут быть экономически успешны?

– Я уверен, что подобные пространства вне Москвы будут востребованы. В регионах мало проектов, которые представляют из себя настоящий творческий кластер.

Я не могу спрогнозировать успех региональных задумок, ведь он зависит от многих факторов. Важна команда, которая этим занимается, и принципы, которыми она руководствуется. И во многом то, как будет работать арт-пространство, зависит от экономического положения региона.

Я думаю, что успех в любом деле возможен, если есть грамотная конечная цель.

Как планируете развивать проект в будущем?

– Сейчас в планах изменение внешнего вида территории «Флакона». Мы хотим сократить парковочную зону, добавить в пространство немного зелени, чтобы сделать его более уютным. В будущем планируем внедрить больше цифровых решений и привлечь новые команды для сотрудничества. Мы будем набирать резидентов по принципу акселератора: помогать развивать их готовый продукт в рамках «Флакона» и за его пределами. Нам хочется переосмыслить свое дело по-новому: сместить фокус развития в сторону технологий и углубиться в эту сферу.

Еще эффективнее. В Прикамье подвели итоги проектов по повышению производительности труда