2021 год – первый полный год функционирования новой транспортной модели в Перми. Городские перевозчики обслуживают маршруты по брутто-контрактам. Выручка от продажи билетов поступает в бюджет, администрация платит за транспортную работу.
Ключевые изменения в отрасли, происходящие сейчас, и грядущие во многом обусловлены условиями долгосрочных контрактов. Средний возраст автобусов в Перми – три года, 92% единиц техники – с низким полом. Транспорт оснащен системами кондиционирования и отопления, медиапанелями, видеонаблюдением. Обновление парка – результат высоких требований к подвижному составу, предъявленному при отборе перевозчиков.
Брутто-контрактами предусмотрена ежегодная индексация расходов на транспортную работу, то есть оплаты того, что на маршруты каждый день выходят более 700 автобусов и 90 трамваев. Пересмотр тарифа на проезд – шаг к увеличению доходов, чтобы не наращивать кассовый разрыв в отрасли.
Сейчас разница между доходами от перевозок и расходами на них составляет 2,2 млрд рублей. Без принятия нового тарифа разрыв превысил бы 3 млрд рублей. При базовой стоимости 33 рубля за разовую поездку он, по расчетам мэрии, будет порядка 1,5 млрд рублей.
Для тех, кто регулярно ездит на автобусах и трамваях, каждая поездка будет обходиться дешевле в случае покупки проездного. С 10 января 2022 года цена проездных билетов заметно снизится. Например, билет без ограничения числа поездок на месяц обойдется в 1683 рубля (сейчас такой стоит 2232 рубля). Введены гражданские проездные: на 40 поездок в месяц за 1188 руб. (одна поездка – 31 рубль), безлимит на 15 дней за 891 рубль.
Льготникам (школьникам 5-11-х классов, студентам, пенсионерам, членам малоимущих многодетных семей) безлимитный проездной обойдется в 990 рублей. Появится социальный проездной на 30 поездок (они не «сгорят» в течение трех месяцев). Его цена – 693 рубля. Столько же будет стоить безлимит на 15 дней. Учащиеся 1-4-х классов с 2022 года начнут ездить в общественном транспорте бесплатно.
За счет чего доходы отрасли вырастут? По словам первого заместителя главы администрации Перми Эдуарда Хайруллина, в первую очередь роль сыграет повышение собираемости платежей. Частично нагрузка ляжет на тех, кто ездит на общественном транспорте нерегулярно и не будет покупать проездной.
В мэрии Перми рассказали, как приобрести и пополнить проезднойПереход на бескондукторную систему также имеет корни в брутто-контрактах. Оплата труда кондукторов в них не предусмотрена с середины 2021 года. Ряд маршрутов перешли на «бескондукторку» в текущем году. В январе 2022-го к ним присоединятся все трамваи.
Параллельно с отказом от услуг кондукторов будут наращивать штат контролеров. В следующем году он вырастет с нынешних 40 сотрудников до 200. Решить проблему «зайцев» поможет и повышение популярности проездных. Еще одна мера – увеличение штрафа за безбилетный проезд. Мэрия предлагает повысить его с 500 до 2500 рублей.
В 2021 году в транспорте Перми начали внедрять QR-коды для оплаты проезда с помощью мобильного приложения. Оно позволяет выпустить цифровую карту по аналогии с виртуальными банковскими картами. Такие карты не попадают в стоп-лист в отличие от банковских, пользователям которых иногда приходится сталкиваться с трудностями при оплате проезда. Пока через приложение можно оплачивать только разовые поездки, но в ближайших планах – добавить функцию подключения тарифных планов для проездных.
Изменения маршрутной сети оказались отнюдь не такими кардинальными, какие были заявлены при подготовке транспортной реформы. «Если мы посмотрим на проект, представленный жителям в 2019 году, и на сегодняшний вид маршрутной сети, то обнаружится, что между ними немного общего», – отмечал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.
Изначально проект был ориентирован на пересадки между короткими маршрутами, и эту опцию сделали бесплатной. В 2022 году бесплатную пересадку заменят скидкой 50% на вторую поездку. Вместе с тем с 1 января в Перми запустят два новых автобуса: №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» и №13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь». Еще один шаг к восстановлению прямых связей между районами избавит часть пассажиров от необходимости делать пересадку.
Пассажирам, которые продолжат регулярно ездить с пересадками, выгоднее станет купить проездной, чем пользоваться скидкой на вторую поездку.
Департамент транспорта анализирует возможность увеличения объема транспортной работы на наиболее загруженных направлениях, чтобы автобусы ходили чаще. Например, на маршрутах №53 и №77.
Для повышения скорости движения общественного транспорта в Перми организуют выделенные полосы. Они появились на улицах Героев Хасана и Попова. После окончания приемки ул. Революции автобусы пойдут по «выделенке» вместе с трамваями. Кроме того, в качестве пилотного в мэрии готовят проект организации выделенной полосы на дороге ул. Стахановская – ул. Чкалова.
Обновление транспорта в Перми продолжится. Это касается как трамваев (подана заявка на получение федерального инфраструктурного кредита на ремонт путей, приобретение вагонов и строительство депо), так и автобусов. В Перми осталось 20 маршрутов, на обслуживание которых еще не заключены долгосрочные контракты. Кроме того, в 2022 году истечет срок действия договоров с перевозчиками, которые подписаны на три года. Предполагается, что в новых контрактах будут предъявлены высокие требования к подвижному составу.
По накатанной. На развитие транспорта в бюджете Перми заложено почти 18 млрд рублей