Автор: Анастасия Хохлова
За 10 месяцев 2021 года средневзвешенная* цена на новый автомобиль показала рекордный рост в сравнении с предыдущим годом – на 23%. Теперь она составляет 2,07 млн вместо 1,6 млн в 2020-м. Стоимость новых автомобилей определенных моделей сравнялась с ценой квартир и домов, отмечают эксперты.
За 7 лет средневзвешенная цена выросла в два с лишним раза. При этом в 2016-2020 годах рост составил менее 10%. Такие данные опубликовало аналитическое агентство «Автостат».
Резкий скачок в цене новых авто объясняют традиционными причинами: инфляция, дефицит машин у автодилеров, сохраняющийся после первого локдауна, и рекордно высокий спрос. Эксперты уверены, что такая ситуация продолжится и в дальнейшем, а значит, средневзвешенная цена будет только расти. В пермских автосалонах соглашаются с прогнозами.
Хорошего не ждут. Дилеры прогнозируют стабильный рост цен на автомобили до конца годаПри этом ни рост цен, ни даже повышение ставок по кредитам не останавливают жителей Прикамья от покупки. «Рост ставок по кредитным программам обусловлен ростом ключевой ставки Центробанка. Это значит, что ставки и на потребительский кредит тоже растут. А проблемой автокредитов всегда была каннибализация со стороны потребительских кредитов – тут пока наблюдается обоюдный рост. Небольшая разница в процентной ставке для конечного потребителя – неприятность, но не причина отказываться от нового автомобиля», – говорит Егор Щербов, директор по продажам АХ «Экскурс».
Правда, в октябре клиенты автосалонов заняли выжидательную позицию – ждут предновогодних распродаж. Спрос хоть и остался на высоком уровне, но по сравнению с предыдущими месяцами снизился. «Спрос в октябре незначительно падает, но по тенденции прошлых годов к концу текущего должен вновь вырасти, при этом предложений по-прежнему недостаточно», – рассказывает Егор Щербов.
Автодилеры подтверждают, что ситуация с доступностью автомобилей еще и ухудшится к концу года. Поэтому клиенты, ожидающие распродаж и скидок на прошлогодние автомобили, разочаруются.
Эксперты «Авито Авто» выяснили, что из-за дефицита автомобилей в дилерских центрах 55% пермяков отложили покупку автомобиля на более дальний срок (остальные результаты – см.в таблице).
Данные – Авито.Недвижимость.
Масла в огонь может добавить дефицит магния – Китай сокращает добычу этого металла, широко используемого в автомобилестроении. Так как в Поднебесной добывается 90% всего магния в мире, то автомобильный рынок может ждать еще один кризис помимо дефицита полупроводников. Правда, есть и более оптимистичный взгляд. «Информационный скандал вокруг магния пока себя никак не подтверждает документально, только слухи. Но дефицит по причине полупроводников все еще сказывается негативно на доступности новых автомобилей – он будет продолжаться не один месяц», – пояснили в автохолдинге «Экскурс».
«Из-за дефицита компонентов ограничено не только число продаваемых автомобилей, но и ряд опций на них. Покупателям не стоит ждать увеличения поставок ни в этом году, ни в следующем», – соглашается Константин Бабиян, исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии».
По данным аналитического агентства «Автостат», подержанные машины в России с начала года подорожали более чем на треть – с 688 тыс. рублей до 922 тыс. рублей. При этом в октябре-ноябре цена выросла на 6%. И это не предел, утверждают эксперты.
За год некоторые «пятилетние» и «трехлетние» машины с пробегом подорожали на 60-80%. Старые автомобили теперь можно продать, вернув практически полную первоначальную стоимость. «На 83% подорожали Lada Priora и мини-кроссовер Opel Mokka. А среди трехлетних машин сильнее всего поднялась стоимость седана Infiniti Q50 – плюс 69%», – пояснили в пресс-службе «Автостата».
В октябре 2021 года по данным АЕB количество проданных автомобилей выросло на 5,65% в сравнении с сентябрем 2021 года. В то же время по количеству контрактов октябрь 2021 года показал падение на 14% согласно индексу РОАД. Под контрактами подразумевается договор между автоконцерном и дилером о реализации продукции.
Эксперты маркетплейса «Банкавто» оценили расхождения показателей: свидетельствует ли это о тенденции снижения спроса со стороны покупателя, так как контрактование падает, если при этом по отгрузке показаны оптимистичные данные.
С одной стороны, цифры демонстрируют давно известную в авторитейле тенденцию увеличения числа «желтых» автомобилей, то есть проданных лишь «на бумаге», а не фактически. Автопроизводители к концу отчетного периода приписывают еще и непроданные автомобили, чтобы либо отчитаться в рапортах перед головными офисами о выполненных планах, либо о завоевании доли рынка.
С другой стороны, расхождение в оценке между статистикой отгрузок и контрактов могло сложиться из-за того, что многие машины были законтрактованы за несколько месяцев до фактической выдачи, когда автомобиль считается проданным и попадает в статистику.
При этом покупатели автомобилей не успевают за ростом цен на новые машины. Часто возникают ситуации, когда клиент уже продал свой автомобиль с пробегом, пришел за покупкой нового, но цены на новый автомобиль изменились настолько, что совершить сделку, как планировалось, уже не получается. А забронированная машина еще какое-то время числится проданной «на бумаге».
*Рассчитывается на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций (объем двигателя, привод, трансмиссия, кузов).