Автор: Кристина Суворова
Business Class продолжает следить за историей давно обещанных пермякам крупных строек. В списке ожидания уже который год зоопарк, галерея, театр, вокзал, третий мост, аквапарк… С приходом пандемии в начало этого чек-листа попала инфекционная больница, а со сменой руководства региона – еще и наземное метро. По ряду проектов появились движение и основания для оптимизма.
Для строительства художественной галереи на «Заводе Шпагина» в начале 2021 года выбрали подрядчика – русско-турецкий холдинг «ЛимакМаращСтрой». К этому моменту строители демонтировали неиспользуемые хозяйственные объекты и завершили вынос коммуникаций с площадки будущего музея. Сейчас там ведутся археологические раскопки, по окончании подрядчик приступит к заливке фундамента здания.
Стоимость контракта на строительство – 4,2 млрд рублей. Общие расходы с учетом музейного оборудования изначально оценили в 5,2 млрд рублей. Но ввиду значительного подорожания стройматериалов сумма выросла до 6,5 млрд рублей.
Об этом доложили премьер-министру РФ Михаилу Мишустину во время визита в Пермь. Ранее из федерального бюджета на строительство нового здания галереи выделили 1,75 млрд рублей. По итогам поездки премьер поручил проработать вопрос финансового обеспечения мероприятий по реставрации Кафедрального собора.
Власти ускоряют освобождение здания собора, которое сейчас занимает музей. Во время посещения галереи высокопоставленными чиновниками официально зафиксировано, что в январе начнется перевозка экспонатов из фондов в помещения завода «Телта» для временного размещения и реставрации. В апреле 2022 года часть здания задействуют для богослужений. Экспозиция и основные фонды остаются на прежнем месте до окончания строительства нового здания.
В 2021 году завершилось судебное разбирательство между Управлением капитального строительства Пермского края и генеральным подрядчиком зоопарка «РЖДстрой». Стороны заключили мировое соглашение: УКС отказался от финансовых претензий, в том числе взыскания штрафа за срыв сроков. Подрядчик обязался провести обследование построенных зданий, провести корректировку проектной документации и достроить объект.
Выполнение обязательств на контроле не только у руководства региона, но и у главы «РЖД» Олега Белозерова. На стройку привлекли новых субподрядчиков. «Мы заявили о переезде галереи и зоопарка во время визита премьер-министра РФ Михаила Мишустина – в том числе поэтому «РЖД» отступать некуда», – отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин на встрече с главными редакторами СМИ.
Власти стремятся, чтобы первая очередь нового зоопарка заработала к сентябрю 2022 года. Они предпринимают попытки ускорить освобождение территории Архиерейского кладбища, которую зверинец занимает сейчас, – найти животным временное жилье. В других городах их принять не захотели. Пристроить пока реально только парнокопытных – их согласны поселить в конноспортивном комплексе в поселке Ферма.
Под Новый год в прокуратуре Пермского края утвердили обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего куратора строительства зоопарка со стороны АО «РЖДстрой» Ильи Козырева. Он признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. В деле еще три фигуранта – два экс-чиновника УКСа и директор бывшего субподрядчика.
Фото: пресс-служба Правительства Пермского края.
В 2021 год Пермский край вошел с соглашением с «МедИнвестГрупп» о намерениях инвестировать в объекты здравоохранения в регионе. Изначально речь шла в том числе о новой инфекционной больнице. В процессе переговоров инвестор решил сконцентрироваться на проекте онкодиспансера, а на инфекционную больницу предусмотрели средства в краевом бюджете.
В июле заключен контракт на проектирование и строительство нового здания с ООО «ЖБК-СТРОЙ» – на сумму 2,15 млрд рублей. Тогда предполагалось, что будет использован проект повторного применения и объект построят «по образу и подобию» Республиканской клинической инфекционной больницы в Казани.
В конце года стало известно, что пермская инфекционная больница все же будет уникальной. Проект ее строительства и макет представили Михаилу Мишустину во время его визита в Пермь. До 15 апреля 2022 года в Правительство России внесут проект распоряжения о выделении региону из резервного фонда 1 млрд рублей на строительство краевой инфекционной больницы.
В начале 2022 года подрядчик планирует выйти на площадку. Выбрано место в Индустриальном районе по ул. Леонова, 84а.
В конце декабря 2020 года губернатор Дмитрий Махонин сказал о возможном восстановлении движения электричек по перегону Пермь II – Пермь I. В сентябре 2021 года – накануне выборов депутатов трех уровней – это случилось.
Власти и «РЖД» взялись за развитие пригородных железнодорожных перевозок по модели наземного метро. В предварительной проработке маршруты «Краснокамск – Голованово», «Ферма – Левшино» и «Пермское центральное кольцо», которое свяжет лево- и правобережную части краевой столицы. Проектом, получившим официальное название «Компактный город», предусмотрено создание новых остановочных пунктов и строительство высоких посадочных платформ. Средствами обеспечено выполнение работ на двух станциях – «Дзержинская» и «Пермь I». В краевом бюджете предусмотрено 293 млн рублей, столько же выделит «РЖД».
Кроме того, планируется запустить «Ласточки» до Чусового – для этого железнодорожники подготовили пути, обеспечив возможность движения электричек со скоростью до 100 км/час. Регион получил два дополнительных современных состава, в ближайшие три месяца поступят еще четыре.
Изображение: Министерство транспорта Пермского края.
Реконструкция железнодорожного вокзала Пермь II остается на стадии проектирования. Этот этап длится с 2019 года. Работы выполняют по заказу «РЖД». В 2021 году проектировщики согласовали с компанией и краевыми властями архитектурные решения вокзального комплекса.
«Сроки зависят от ОАО «РЖД» и инвестиционной программы компании. По договоренностям с руководством Свердловской железной дороги срок окончания проектных работ – 2022 год. При таких планах строительство должно начаться в юбилейный 2023 год», – рассказал в интервью Business Class министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский.
В район Перми II планируется перенести автовокзал, создав транспортно-пересадочный узел. Сроки строительства – 2024-2025 годы, и в ожидании этого собираются сделать ремонт на территории нынешнего автовокзала.
Весной 2021 года власти сформировали предложения для участия бизнеса в строительстве трех транспортно-пересадочных узлов: «Мотовилиха», «Спешилов» и «Краснокамск». С отказом от закрытия участка Горнозаводского направления ТПУ в Мотовилихе сочли нецелесообразным. Ряд работ на автостанции в Краснокамске предложила выполнить компания «Автовокзалы Прикамья», она же получила в концессию пермский автовокзал и еще 17 объектов в крае. О потенциальных инвесторах ТПУ «Спешилов» не сообщалось, хотя мы не раз спрашивали.
В 2020 году Пермский край подписал соглашение о сотрудничестве в области инвестиционных проектов с холдингом «ВИС». Он же назывался потенциальным инвестором строительства третьего моста через Каму в Перми. Предложение о заключении концессионного соглашения, которое ожидалось от него в начале 2021 года, не поступило. В течение года назывались и другие интересанты, но конкретных шагов никто из них не предпринял.
Отсутствие инвестора не помешало краевым властям выбрать проектировщика нового моста. В конце декабря подписан контракт с компанией из Санкт-Петербурга на сумму 605,5 млн рублей.
Решение о формате реализации власти примут, когда получат готовый проект. «Мы очень рассчитываем на поддержку со стороны федерального Минтранса. Это позволит ввести мост в эксплуатацию в максимально короткие сроки и не взимать плату за проезд», – отмечал Андрей Алякринский.
В 2021 году завершилось проектирование новой сцены оперного театра. Документация направлена на государственную экспертизу. Власти рассчитывают, что в феврале 2022 году будет получено положительное заключение.
Работу закончил не тот, кто начинал: с компанией, считающейся близкой к театральному деятелю Владимиру Кехману, контракт расторгли через суд. Участие в проекте продолжили другие архитектурные бюро, финансово помог бизнесмен Роман Абрамович.
Площадь новой сцены уменьшили с 50 до 30 тыс. кв. метров. После этого затраты на строительство оценили в 15 млрд рублей. «Проект очень капиталоемкий, будем изыскивать финансирование, но пока решили сконцентрироваться на другом масштабном проекте – универсальной спортивной арене», – отметил Дмитрий Махонин.
«Здесь у нас полное финансирование точно есть, и я рассчитываю, что в феврале проект пройдет госэкспертизу и в 2022 году мы начнем строительство», – сказал губернатор об универсальной спортивной арене на 10,5 тыс. посадочных мест.
Ее планируют построить на территории бывшего Товарного двора. Нюанс – выкуп этой площадки является предметом судебного разбирательства между краевыми властями и прокуратурой.
Также в конце декабря краевые власти подвели итоги отбора подрядчика для строительства многофункционального спортивного комплекса «Энергия» в Перми. В новом комплексе площадью 17 тыс. кв. м помимо спортзалов будет бассейн, снаружи – открытая спортплощадка с беговым кругом 200 метров и мини-футбольное поле, теннисный корт. Завершить работы подрядчик должен не позднее 25 декабря 2023 года.
Об аквапарке Дмитрий Махонин в 2020 году говорил: «У нас есть хорошие перспективы, что в следующем году строительство начнется». Пока перспективы остались перспективами. Есть заинтересованный инвестор – ООО «Востоксервис» (Иркутск). Компания работает над расчетом структуры финансирования объекта и анализирует показатель годовой посещаемости аквапарка.
В 2021 году должна была начать работу первая очередь многофункционального центра «Эспланада» – торгово-развлекательный центр iMALL. К открытию он близок, но тем не менее к Новому году принять посетителей так и не смог, ввод в эксплуатацию перенесли на январь 2022 года.
Продолжается строительство здания будущей пятизвездочной гостиницы Radisson в составе МФЦ «Эспланада». В ноябре начали возводить гостиничный комплекс на месте ДК «Телта». Кроме того, «Корпорация развития Пермского края» подписала соглашение с «Корпорацией Туризм.рф» об участии в проекте реконструкции бывшего здания ВКИУ по ул. Окулова, 4 под гостиничный комплекс.
В 2021 году продолжалась реконструкция Комсомольского проспекта, эспланады – благоустроители перешли от квартала от Законодательного собрания до ул. Попова к следующему – до ул. Борчанинова. Перед Новым годом было получено разрешение на ввод в эксплуатацию «холмов», построенных еще в начале 2019-го.
Начался капитальный ремонт улицы Ленина, подготовлена концепция масштабной реновации еще одной центральной улицы – Сибирской.
Завершилась реконструкция на участке набережной Камы от Коммунального моста до «Порта Пермь». Появилась идея ее продления до Мотовилихинских заводов – она тоже оформлена в виде концепции. Кроме того, объявлен отбор подрядчика для реконструкции набережной в Кировском районе.