Автор: Кристина Суворова
Проект строительства моста через Чусовую реализуется в формате государственно-частного партнерства. Концессионное соглашение подписано еще в 2017 году, тогда губернатором края был еще Виктор Басаргин. По итогам 2018-го техническая готовность моста была менее 1%, основным событием 2019 года стала корректировка проекта, новая смета и перенос сроков сдачи. Активные работы на объекте (включая транспортные развязки) начались в 2020-м уже при новом губернаторе. Business Class узнал подробности о текущем ходе стройки в Министерстве транспорта Пермского края.
Готово семь опор из 14: пять на левом берегу, опора №14 на правом берегу, а также опора №8. Остальные в работе, в наибольшей степени готовности опоры №9, №11 и №13.
Завершена надвижка пролетного строения моста с левого берега на правый. Надвижка – это когда металлические элементы пролетных строений соединяются между собой и специальными толкающими устройствами надвигаются на опоры. С левого берега пролетное строение надвинуто на пять опор, его длина составляет 330,4 метра: левобережная часть уже находится в проектном положении.
Выполнен первый этап надвижки с правого берега на левый – на 64 метра. Стыковка произойдет в наступившем году в районе опоры №5. После этого на мосту будет уложено асфальтобетонное покрытие, оборудуют съезды.
Помимо строительства моста протяженностью 1,5 км проект включает в себя реконструкцию 7,5 км дорог и трех развязок: на пересечении с улицами Цимлянской и Корсуньской, а также вблизи железнодорожной станции Пальники.
В районе развязки на ул. Цимлянской строится двухполосный путепровод на пересечении с Восточным обходом. Идет установка пролетного строения сооружения. В районе железнодорожной станции Пальники, на правой части основного хода дороги – еще один путепровод. Сейчас возводятся четыре из семи его опор, еще три – на стадии устройства фундаментов. Сегодня движение транспорта осуществляется по уже построенной, левой части путепровода. Работы на левом направлении основного хода дороги (участках Восточного обхода и трассы Пермь – Березники) завершились в ноябре 2021 года. Протяженность строительства составила 2,45 км.
В районе ул. Корсуньской в конце года начались работы по подготовке территории будущего строительства.
На сегодняшний день готовность моста в документальном выражении составляет 22,5%. Как подчеркивают в Министерстве транспорта Пермского края, фактически сделано больше.
Готовность любых объектов всегда считается по документам – то есть по фактически принятым работам. Разница между этими числами возникает потому, что приемка работ – проверка документации, исправление ошибок, повторная проверка – это долгий скрупулезный процесс. А пока он идет, работы не останавливаются, мост продолжает строиться. На сегодня объем так называемого незавершенного производства, по нашим оценкам, составляет 4,87% (это плюс к уже принятым 22,5%).
Технический запуск нового моста через Чусовую планируется в конце 2022 года. Сразу после этого начнется реконструкция существующего сооружения. Автомобильное движение переключат на новый мост, а старый закроют. Он поднимется до нового по высоте – сейчас разница между ними составляет полтора метра. Для тогочтобы продлить срок службы существующего моста и повысить его прочность, будут усилены пролетные строения (за счет добавления внутренних продольных и поперечных ребер жесткости).
По концессионному соглашению предполагается платный проезд по мосту. Однако он будет бесплатным во время реконструкции существующего моста через Чусовую. В течение 12 лет «Пермская концессионная компания» будет содержать оба моста (новый и существующий), подъезды к новому и транспортные развязки – ремонтировать покрытие, чистить от снега и т.д. Это снимет нагрузку с бюджета Пермского края.
Первый на очереди – Северный автомобильный обход, если он будет реализовываться с привлечением инвестора. Вообще все объекты, которые будут строиться в Прикамье на условиях ГЧП, – это поле будущей работы дирекции.
Общая стоимость проекта при заключении концессионного соглашения оценена в 14 млрд рублей, в том числе более 9,5 млрд рублей – из федерального бюджета, 1,4 млрд рублей – из региональной казны, 3,1 млрд рублей – средства инвестора. По итогам корректировки проектной документации в 2019 году смета выросла примерно на 4 млрд рублей. В Минтрансе тогда поясняли, что со времени первоначальной разработки проекта (2008-2014 годы) существенно изменились нормативная и законодательная базы. Кроме того, появилась необходимость в дополнительных видах работ.