Владельцы нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовой территории в Перми снова обратились в Конституционный суд (КС) РФ. Заявителями выступают ТСЖ «Мирный», Ирик Касимов, Наиля Мухаметзянова и Алексей Хадеев. Обращение подано в рамках ранее рассматриваемого КС дела о размещении киосков на территории многоквартирных домов. Документ зарегистрирован 15 января 2022 года.
Как рассказали Business Class заявители, они обратились в КС за разъяснениями по полученному весной 2021 года постановлению высшей инстанции. В частности, предприниматели просят дать толкование норме о возможности муниципальных властей регулировать, из чего можно изготавливать НТО на частной территории, и какие габариты киоска при этом должны быть.
«Несколько предпринимателей, владельцев киосков на придомовой территории не смогли согласовать колерные паспорта (внешний вид) торговых объектов. Причиной стало использование в облицовке киосков материалов и габаритных размеров, которые не прописаны в городских правилах благоустройства», – пояснили заявители.
Владельцы НТО считают, что регулирование выбора материалов для облицовки киосков, а также размера объекта не соответствует постановлению КС, препятствует ведению малоформатной торговли и нарушает конкуренцию. Администрация в ответ на обращения заявителей (документы есть в распоряжении Business Class) ссылается на то, что использование определенных материалов и конкретных типоразмеров не противоречит федеральному законодательству и вытекает из постановления КС. Собственники же считают, что речь в постановлении КС не идет о возможности органов местного самоуправления конкретизировать размеры и материалы НТО.
Мэрия подготовила поправки в Правила благоустройства, касающиеся НТО на придомовой территорииНапомним, в 2019 году КС РФ вынес определение, указав, что органы местного самоуправления не могут запрещать размещение НТО на придомовой территории, если есть согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство.
В прошлом году суд выдал постановление с разъяснениями. В частности, уточняется, что органы местного самоуправления могут регулировать установку НТО на придомовой территории, если это не затрагивает основного предназначения торговли. Допустимо установление требований, например, к удаленности таких объектов от зданий и сооружений, к их сочетанию с иными элементами благоустройства, к их внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям. Регулирование не должно препятствовать добросовестной конкуренции на рынке розничной торговли и услуг.