Автор: Вадим Сковородин
Александр Владимирович, в октябре вы возглавили аппарат администрации Перми. Насколько неожиданным для вас было предложение перейти на эту должность?
– Предложение от главы Перми Алексея Дёмкина, конечно, было неожиданным. На тот момент я работал в администрации Дзержинского района заместителем главы, занимался несколько иным функционалом. Безусловно, у меня было представление и понимание, как работает аппарат мэрии, но все-таки здесь абсолютно новые задачи, новые направления. Большой объем интересной работы, которую нужно делать. Я бы назвал аппарат своеобразным бэк-офисом администрации города, в том числе благодаря ему все работает и функционирует как надо.
Когда вас пригласили на эту работу, были ли сомнения? Брали ли вы таймаут на размышления?
– Честно говоря, согласился сразу. Это абсолютно новый фронт работы. Проработав почти четыре года в администрации района, я разобрался в процессах, которыми занимался, порой действовал уже на уровне автоматизма. В общем, уже было понимание, что нужно попробовать себя в чем-то новом.
Какими вы видите свои первоочередные задачи?
– Задачи обусловлены тем функционалом, который у меня есть, и теми подразделениями, которые находятся в непосредственном подчинении. Есть ряд ключевых направлений: кадры, работа с обращениями граждан, с порталом «Управляем вместе», информационные технологии. Работа с последними сегодня представляет очень важный аспект, в условиях пандемии многие совещания проходят в формате видеоконференцсвязи. Эпидемические ограничения никто не отменял, и, конечно, требуются новые технические решения, чтобы все проводить грамотно и безопасно.
Еще один важный пласт работы – это хозяйственная часть. Несколько десятков административных зданий находятся в оперативном управлении, то есть необходимы их постоянное обслуживание, ремонт. Многие – это объекты культурного наследия, они требуют к себе особого отношения. Понятно, что здесь большой и серьезный объем работы, ведь условия, в которых трудится человек, являются определяющими для его эффективности.
Вы назвали направление обращения граждан. Действительно, мы видим, что люди активно пишут о проблемах, задают вопросы. Насколько сегодня хватает компетенций, которые есть у сотрудников администрации, чтобы оперативно на это отвечать?
– В администрации существует отдел по работе с обращениями граждан. Он является среди прочего и куратором портала «Управляем вместе». За прошлый год поступило более 30 тысяч обращений. Это очень серьезный объем. Наша задача, чтобы сообщения были обработаны функциональными органами, территориальными органами, и не просто обработаны, но и с достижением конкретного результата. А результат – это решение проблемы, ну или хотя бы четкий ответ, когда она будет решена.
Контроль за тем, чтобы обращения не уходили в пустоту, как раз лежит на отделе аппарата. И я считаю, что сотрудники справляются, из 30 тысяч обращений на портале «Управляем вместе» только по 6 было допущено нарушение сроков, а эти сроки достаточно сжатые.
То есть это вопрос скорее не технологий, а организации контроля?
– Организации контроля, организации работы. Потому что в процессе ответа на обращение задействовано несколько уровней, например, подрядчик, специалист районной администрации, начальник соответствующего отдела, курирующий заместитель главы района. На каждом из этих уровней может произойти какой-то сбой, который нужно отрегулировать. Поступает не менее 70-80 обращений в день – это большой объем.
Еще один – более широкий вопрос. Какие задачи ставит перед вами глава города на этой должности?
– Ставится задача глубже погрузиться в вопросы кадров, создания кадрового резерва, требований к соискателям, которые приходят в том числе на руководящие должности. Может быть, громко прозвучит, но хочется поднять престиж этой профессии. Потому что, к сожалению, мы не всегда получаем именно те кадры, которые хотелось бы видеть. Есть здесь и более частные вопросы, например, нормализация климата в коллективе. Чтобы получить какой-то результат, нужна командная работа. На этом строится, в моем понимании, эффективная деятельность. Если подобного нет, если каждый преследует только свои цели, то нет движения вперед.
Вы сказали «получаем не тех, кого хотим». Выходит, люди с более высокими компетенциями не очень хотят быть чиновниками?
– Сложно однозначно ответить. В деятельности чиновника очень большая часть – работа с людьми. Она всегда непростая. Именно поэтому этот аспект важен, без него никуда. Поработав в районной администрации, где непосредственно трудятся «на земле», с людьми и куда обращаются с самыми разнообразными проблемами, я понимаю, что это непростая работа. И конечно, не каждый готов этим заниматься.
В той вертикали, которая подчинена непосредственно вам, в перспективе возможны структурные перемены, кадровые изменения?
– На самом деле та структура, которая существует в аппарате, была сформирована умными людьми. Менять просто ради перемен? Зачем? В этом нет смысла. Но есть ряд технологий, новаций, в том числе и в части использования образовательных программ, которые стоит применять. Существуют различные программы повышения квалификации, образовательные курсы, тренинги.
Давайте посмотрим на администрацию города как на крупное предприятие. Что делается в больших компаниях, то применимо и здесь. Например, работа со студентами, когда ты растишь потенциальных сотрудников с вузовской скамьи. Также очень важно уделять должное внимание своим собственным кадрам, создавать реально работающие механизмы формирования кадрового резерва, чтобы сотрудники видели перспективы и мотивацию для профессионального роста.
В вашем функционале взаимодействие с Пермской городской Думой. Какой вы видите эту работу со стороны администрации?
С Пермской городской Думой мы очень плотно работаем в части подготовки проектов решений. Здесь важна коммуникация, чтобы любой проект, который выносится, заранее обсудить, решить все вопросы, сгладить острые углы, чтобы он зашел подготовленным, не был отклонен экспертами Думы, Контрольно-счетной палатой, прокуратурой. Для этого нужна слаженная командная работа.
Предложения, которые вносятся депутатами, администрацией, нацелены на то, чтобы город сделать лучше. Иногда мы понимаем, что делаем хорошее дело, но документ подготовили не до конца качественно, не учли все нюансы, а в результате, например, оперативно не смогли получить дополнительное финансирование. Поэтому здесь важно слышать, что говорит Дума, и своевременно на это реагировать, а также обращать внимание коллег. Не аппарат выступает инициаторами проектов решений, это делают департамент ЖКХ, управление капстроительства, департамент образования и так далее. Отдел по взаимодействию с Пермской городской Думой является своеобразным каналом, который проводит проект, соблюдая все необходимые процедуры. Если проводить спортивную аналогию, то можно сравнить с керлингом. Когда запускается «камень», нужно приложить массу усилий, чтобы он достиг своей цели и попал в «дом».
Одна из ваших зон ответственности – отношения Перми с городами-побратимами. Каково ваше видение этой сферы?
– Побратимские отношения с иностранными городами, партнерами, межмуниципальные отношения внутри страны – это очень важно. Мы не говорим о какой-то геополитике. Здесь очень много точек соприкосновения в самых разных направлениях. Это культура, экология, общественные отношения и т.д. В моем понимании все мегаполисы, неважно, где они расположены, чем-то похожи, и нам есть чему друг у друга учиться. С нашими городами-побратимами налажены хорошие рабочие отношения. Сотрудники отдела, который этим занимается в структуре аппарата, – профессионалы своего дела. Все-таки международные отношения – особенная деятельность, она очень отличается от текущей работы администрации.
Сейчас присутствует большое желание дать новый импульс этой работе, ведь за два коронавирусных года, за период изоляции люди соскучились по живым контактам. Кстати, в 2022 году с тремя городами – Агридженто, Дуйсбург и Амневиль – у нас юбилеи побратимских отношений, есть планы проведения мероприятий в Перми. Если получится это реализовать, будет здорово. Понятно, что с учетом всех необходимых противоэпидемических ограничений. Связи наработаны, и очень не хотелось бы их терять.
Вам интересна политика? Что вы думаете на этот счет?
– Если говорить о себе, я пришел сюда за другим: заниматься теми вопросами, за которые несу непосредственную ответственность по роду службы. Как я говорил в начале интервью, аппарат администрации – бэк-офис, чья работа позволяет нормально функционировать всему механизму. В достижении этого результата я и вижу цель своей деятельности.