Автор: Яна Купрацевич
Краевые власти рассказали о том, каким видят обновленный Генеральный план Перми. В прошлом году градостроительные полномочия относительно разработки стратегии перешли на уровень региона. Уже разработан проект нового Генплана, его готовятся обсуждать с экспертами. На заседании комитета по развитию инфраструктуры краевого Законодательного Собрания главный архитектор региона Артем Габдрахманов рассказал об идущей работе.
Контракт на корректировку Генплана и Правил землепользования и застройки с МБУ «Институт территориального планирования» заключен в июле 2021 года. На данный момент подрядчик представил краевым властям концепцию пространственного развития краевой столицы и проект Генплана. Документы на рассмотрение также направлены в администрацию города, общественных организаций и профессиональных объединений.
Предыдущий Генплан Перми утвержден в 2010 году. Тогда губернатором региона был Олег Чиркунов, он продвигал вариант «компактного города», который и закрепили в Генплане. Новая стратегия предполагала развитие прежде всего уже застроенных территорий. Кроме того, участки планировалось модернизировать комплексно. Этот проект получил название «голландских кварталов», поскольку концепцию разрабатывали голландские архитекторы. При этом серьезно ограничивалась этажность застройки – до шести этажей в центре города.
В 2014 году при губернаторе Викторе Басаргине и нажиме строительных компаний от западных веяний отказались.
По словам г-на Габдрахманова, создана рабочая группа для обсуждения изменений в Генплан. Из-за пандемии коронавируса рабочую группу разбили по отраслям: «Архитектура», «Земля/Экология», «Экономика», «Жилье/Строительство», «Инфраструктура». В каждой подгруппе – по пять-семь экспертов.
Следующий этап актуализации Генплана стартует 16 февраля – проект начнут обсуждать на рабочих группах. «Ожидаем получить обратную связь от экспертов, это поможет доработать проект, сделать его более гармоничным и эффективным», – сказал Артем Габдрахманов.
Согласовать проект, а затем провести публичные слушания планируется в апреле-июне 2022 года, утвердить Генплан в июле-августе этого года. Затем аналогичная процедура пройдет в отношении Правил землепользования и застройки, в которых будут учитываться положения Генплана. В июле-сентябре власти намерены провести публичные слушания по проекту изменений, а утвердить документы – в ноябре-декабре 2022 года.
В концепции пространственного развития Перми заложена идея компактного города. Она предполагает, что основное развитие города коснется уже застроенных территорий. «Пермь остается одним из самых протяженных городов, бесконечного ресурса для «расползания» города нет», – пояснил главный архитектор.
В рамках Генплана предлагается использовать несколько подходов к функциональному зонированию. Они ориентированы на факторы градостроительного развития, заявил Артем Габдрахманов.
Выделено несколько факторов. Первый – имеющийся природно-экологический каркас, такие зоны не предназначены для застройки. Это зоны природно-экологического ландшафта, природно-рекреационного городского ландшафта, сельскохозяйственного использования. Второй – функциональные зоны территорий смешанного использования (зоны планировочно-средовых районов). Третий – территории, ориентированные на структурообразующие каркасы, например зоны обслуживания застройки общественным рельсовым транспортом.
Разработчики предложили поделить территорию Перми на красные и зеленые зоны. Это базовая концепция Генплана, отметил г-н Габдрахманов. К красным относятся уже застроенные территории – основной ресурс для развития города. Зеленые зоны – территории природно-рекреационного ландшафта (леса, парки, сельские угодья), они не застроены и не планируются к освоению под объекты.
Акцент в проекте обновленного Генплана сделан на развитие рельсового транспорта. «Пермь достаточно неплохо обеспечена трамвайными путями. Предлагается это сохранить и поддерживать», – заключил главный архитектор.
Кроме того, в зоне действия трамвайных путей планируется предусмотреть более высокоплотную застройку. Территории вблизи остановок наземного метро в перспективе должны стать «центрами роста». Здесь, по словам Артема Габдрахманова, нужно создавать инфраструктуру.
Еще одна идея – создание зоны застройки, ориентированной на природно-рекреационный каркас. «В Перми большую территорию занимают зеленые зоны, но проблема в отсутствии доступа к ним. Предполагается, что застройка участков вблизи таких территорий позволит раскрыть их потенциал. Привлеченные средства позволят облагородить территории, сделать их открытыми для жителей Перми», – рассказал докладчик.
Депутат краевого парламента Сергей Богуславский напомнил, что исполнение инфраструктурной части предыдущей версии Генплана – на уровне 10%. «Мне кажется, нужно серьезно подойти к планированию на следующий период, качественно проанализировать, что не сделано. На мой взгляд, в том документе было заложено много лишнего, поэтому требуется ревизия», – предложил парламентарий.
«Мы понимаем, что Генплан – это стратегический документ, где не нужно фиксировать расположение «аптек», например. Нужно запланировать развитие городской ткани», – добавил главный архитектор.
Председатель инфраструктурного комитета Законодательного Собрания Антон Удальев спросил, как соотносятся в проекте концепции развития наземного метро и природного каркаса. «Это разные слои одной большой карты, – ответил Артем Габдрахманов. – Накладывая слои друг на друга, мы получаем обособленные территории для развития и множественные зоны, где они могут пересекаться».
По мнению Антона Удальева, нужно учитывать вложения в объекты, которые создавались в рамках реализации прошлой стратегии. «Нужна преемственность», – резюмировал парламентарий.
Сергей Богуславский обратил внимание на то, что необходимо создать систему приоритетов, исходя из их экономических возможностей: «В отношении любой территории мы должны понимать, какую инфраструктуру нужно создавать, исходя из уже имеющихся объектов и сетей. При этом было бы хорошо посчитать стоимость квадрата строительства для разных территорий. Так появится экономическая карта. По ней будет понятно, где мы можем строить, а где нет, какие затраты и какие доходы. Можно вспомнить Бахаревку – решили строить в чистом поле, потом посчитали и поняли, что это никогда не сойдется ни в какой экономике проекта».
По результатам рассмотрения вопроса депутаты приняли информацию к сведению.
Суд поддержал требования краевого Минстроя запретить строительство бизнес-центра возле ТЮЗаИзображения в тексте: презентация Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.