Автор: Кристина Суворова
Арбитражный суд Пермского края отменил обеспечительные меры, принятые по делу о выкупе Товарного двора у ОАО «РЖД». Прокуратура требует признать ничтожным договор о приобретении объектов недвижимости по ул. Локомотивной, 18, который в 2018 году компания заключила с КГБУ «Управление автомобильных дорог Пермского края».
Ранее РЖД добились запрета на выполнение проектных и строительных работ на территории Товарного двора. Теперь о снятии ограничений ходатайствовали сразу три участника процесса: Правительство Пермского края, региональное Министерство по управлению имуществом и Управление капитального строительства Прикамья (УКС).
Представители ведомств на заседании рассказали о заключенных договорах с подрядчиками. Во-первых, по спорной территории пройдет улица Строителей. Часть этого проекта – возведение двух тоннелей под Транссибирской магистралью – на пересечении с улицами Вишерской и Углеуральской. Контракты на их строительство заключены в конце прошлого года. Как ранее писал Business Class, в марте подрядчик должен начать подготовительные работы на площадке.
Еще один важный объект, который планируется возвести на территории Товарного двора, – универсальная спортивная арена на 10,5 тыс. мест. Представитель УКСа Екатерина Халдеева рассказала, что проект фактически готов. Однако исполнением обязательств по контракту считается получение положительного заключения, и довести работу до конца подрядчику не позволяют обеспечительные меры.
Г-жа Халдеева отметила социальную значимость спортивной арены, упомянув о визите в Пермь комиссии ФИБА и о том, что город претендует на проведение матчей Чемпионата Европы по баскетболу в 2025 году. Планируется, что заявка будет рассмотрена в марте этого года.
Юристы настаивали, что обеспечительные меры не связаны с исковыми требованиями. Прокуратура в качестве последствий недействительности сделки просит взыскать с «РЖД» 400 млн рублей – половину суммы, уплаченной Пермским краем по сделке 2018 года. По мнению авторов ходатайств, возможность исполнения этих требований обеспечена уже тем, что деньги – 800 млн рублей – остались у продавца. Представители надзорного органа также поддержали ходатайство об отмене обеспечительных мер.
Против выступали юристы «РЖД». Они считают, что в случае признания сделки недействительной госкорпорация должна получить назад право аренды Товарного двора. А при застройке площадки интересы компании окажутся нарушены. Ее представители говорили о том, что наличие уже заключенных властями контрактов с подрядчиками как раз и подтверждает обоснованность обеспечительных мер.
В варианте, на котором настаивают РЖД, компания возвращает в бюджет все 800 млн рублей и получает назад землю. И, как заявлено на прошлом заседании, развивает на ней «грузовой двор». При этом ответчик не признает требований по существу. Железнодорожники уверены в законности и обоснованности сделки. Но если суд скажет, что договор ничтожен, то последствия видят так, как описано выше: полная двусторонняя реституция в натуре.
Прокуратура и другие участники процесса считают: возвращение сторон в первоначальное положение в натуре невозможно, поскольку купленные здания снесены, а участки под ними перестали существовать в том виде, какой имели на момент сделки.
В споре о возможности или невозможности реституции представитель «РЖД» процитировал отрывок отзыва Территориального управления Росимущества: «После восстановления записи в ЕГРН о правах аренды Теруправление будет вынуждено направить «РЖД» уведомление о расторжении договора. А в случае отказа – обратиться в суд».
Большинство участников процесса из этого сделали вывод о невозможности реституции в натуре. «Нет объектов – нет оснований для аренды», – трактовала представитель Минимущества. Представить Росреестра добавила, что внесение сведений об объектах, которых нет, невозможно.
Юрист ТУ Росимущества пояснил, что в отзыве описана гипотетическая ситуация. Возможна ли она в реальности, не оценивалось. В «РЖД» отзыв прочитали иначе.
– Раз написано «после восстановления записи в ЕГРН о правах аренды», значит, это возможно. Далее – пожалуйста, вы имеете право обратиться в суд о расторжении договора. А мы заявим требование о взыскании причиненных нам убытков. Это будет уже другой процесс, – описал юрист «РЖД» возможный, по его мнению, сценарий развития ситуации.
Выслушав стороны, судья приняла решение об отмене обеспечительных мер. Это определение может быть обжаловано в апелляционной инстанции.
Кроме того, на заседании 22 февраля назначена судебная экспертиза. Ее проведение поручено специалисту Российского федерального центра судебной оценки при Министерстве юстиции РФ. Эксперт ответит на два вопроса. Первый – какова рыночная стоимость 18 объектов недвижимого имущества по ул. Локомотивной, 18 и права аренды участков перед заключением спорного договора? Вторая – каков размер компенсации при изъятии этих участков для государственных нужд?
По мнению прокуратуры, РЖД должны вернуть разницу между 800 млн рублей и ценой изъятия участков. По такой логике в исковых требованиях появилась сумма «400 млн рублей». Она выведена на основании старых оценочных отчетов, которые имеются в деле. Они противоречат друг другу. Новая экспертиза даст актуальную оценку. Кандидатуру эксперта из центра при Минюсте предложили РЖД.
В том, что стороны должны были пойти по пути изъятия участков, а не прямой покупки, прокуратуру ранее поддержал кассационный суд. Управление автодорог, Минтранс и Минимущества подали жалобы в Верховный суд. Там их изучили и не нашли оснований для пересмотра выводов кассации. Учтено и то, что дело отправлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Пермского края.
Нынешний процесс – это уже второй круг спора, на выходе из которого суд должен учесть выводы кассационной инстанции. После назначения экспертизы производство по делу приостановлено на два месяца.
Суд 12 апреля рассмотрит спор Минстроя и прокуратуры вокруг дома по ул. М. Горького, 86