В Перми прошло заседание круглого стола, на котором обсудили законопроект об увеличении размера штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин отметил, что существующий размер штрафа уже не актуален – он составляет 500 рублей и слишком мал для того, чтобы остановить пассажира от неоплаты проезда. Еще одной проблемой г-н Путин назвал то, что сейчас сумма штрафа одинакова для всех: нарушивших умышленно и тех, кто приобрел безлимитный проездной, но по какой-либо причине не провалидировал его.
Переход пермского общественного транспорта на бескондукторную систему оплаты проезда начался 10 января. Сегодня пассажиры самостоятельно оплачивают проезд на всех трамвайных маршрутах, а также на автобусных маршрутах №№ 1, 3, 4, 6, 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 24, 32, 36, 45, 50, 53, 55, 59, 60, 62, 63, 64, 67, 77, 78 и 80.
Анатолий Путин рассказал об алгоритме, по которому планируется взимать штрафы. Контролер, согласно законопроекту, лишь составляет акт о нарушении и фиксирует персональные данные пассажира. Далее специалисты департамента транспорта подробно рассматривают каждый случай и либо составляют протокол, либо принимают решение об отмене дальнейшего производства. Может выясниться, что оплата проезда все-таки была – в таком случае пассажир не привлекается к ответственности. Само решение о назначении штрафа и его размере, подчеркнул г-н Путин, принимает административная комиссия при рассмотрении протокола.
Задача контролеров, обращает внимание начальник департамента транспорта, не только следить за оплатой проезда, но и принимать от пассажиров жалобы на некачественное обслуживание. При этом, по его словам, контролеры не привязаны к количеству штрафов – от этого зависит только часть их зарплаты.
Законопроект предусматривает перечень нарушений и ответственности за них. Набор правил, которыми будут руководствоваться при назначении штрафа контролеры, указан в их должностных инструкциях, рассказал Анатолий Путин. Он привел пример: к пассажиру не будут применяться санкции, если он обратился к водителю, но тот отказался принять деньги. Если владелец безлимитного проездного из-за неисправности валидатора или карты не смог оплатить проезд, то контролер может ограничиться предупреждением.
«Предлагаемый размер штрафа в 2500 рублей рассчитывался исходя из суммы, на которую можно совершать 2-3 поездки в день в течение одного месяца. Важно, что эта сумма превышает стоимость безлимитного проездного на 30 дней. Логика в том, что человеку выгоднее и проще использовать проездной, чем платить штраф за безбилетный проезд», – объяснил Анатолий Путин.
Планируется, что за первое нарушение пассажиру будет грозить штраф в размере 2,5 тыс. рублей. Штраф за повторное нарушение может достигать 5 тыс. рублей. В особых случаях, по словам г-на Путина, на 500 рублей смогут оштрафовать и владельцев безлимитных проездных.
В пермском транспорте настраивают валидаторы на прием Мir Pay и SberPayВ начале обсуждения депутат Законодательного Собрания Пермского края Алексей Инюткин предложил обсудить размер штрафа. По его словам, в других городах страны штраф за проезд без билета не превышает 1 тыс. рублей даже при стоимости одной поездки в 60 рублей. Анатолий Путин в ответ заметил, что Пермь – один из первых городов в России, где планируется изменить подход к системе штрафов. Однако начальник департамента отдельно обратил внимание, что подобным путем идут и другие города: так, в Москве 2,5 тыс. рублей должен заплатить пассажир, воспользовавшийся чужой социальной картой. Штраф аналогичного размера собираются ввести и в Петербурге. Г-н Путин выразил уверенность, что это верное направление движения и другие города тоже придут к такому решению. Он добавил, что небольшую сумму нарушители платят в городах со старой системой оплаты, когда доходы собирает перевозчик.
Депутат Пермской гордумы Сергей Медведев и председатель общественной организации по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства «НАСМНОГО» Ирина Ермакова напомнили, что граждане оказались в новой экономической реальности. По их мнению, пассажир, не оплативший проезд, может «не потянуть» такой штраф. В ответ на предложение этих участников круглого стола отложить решение Анатолий Путин уточнил, что до принятия закона пройдет еще много времени. Также он добавил, что при введении на маршруте бескондукторной системы оплаты проезда, как минимум в первую неделю пассажиров, не оплативших проезд, не штрафуют, а информируют об изменениях.
«Если пассажир добросовестный и не нарушает закон, то и штраф ему платить не придется. Не надо защищать безбилетников – они ездят за чужой счет», – заявил заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов.
Общественник Ростислав Толмачев поддержал эту точку зрения и добавил, что оплата штрафа не должна быть выгоднее покупки проездного. Вместо уменьшения размера штрафа он предложил подумать над введением дополнительных льгот, чтобы сделать общественный транспорт более доступным. После этого г-н Толмачев заявил, что нужно подробнее прописать случаи, в которых пассажир не должен быть оштрафован.
Ирина Ермакова предложила еще одну меру поддержки – аналогично со штрафами ГИБДД ввести льготный период для оплаты со скидкой 50%.
Заместитель главы города Эдуард Хайруллин пообещал, что внесенные предложения будут учтены при доработке законопроекта. Законодательное собрание Пермского края планирует рассмотреть его в первом чтении в марте.
Это было дешево еще вчера. В Перми обсудили новый этап транспортной реформы