Автор: Максим Субботин
Алексей, как вам пришла в голову идея приобрести электромобиль?
– В первую очередь, было интересно. Хотелось попробовать, что это за технология. Другой момент – экологический. Сейчас эта тема актуальна для многих. Ну и отсутствие запаха бензина – тоже весомый повод в пользу электромобиля (улыбается).
Какие преимущества вы увидели в сравнении с другими электромобилями и традиционными автомобилями?
– По сравнению с другими электромобилями этот достаточно свежий – разработка 2020 года, первый электромобиль Mazda. Те же Nissan Leaf, Chevrolet на рынке уже более 10 лет, а тут самые свежие технологии. К тому же дилер Mazda в Перми «живой». Все детали можно заказать через официальный сервис, хоть поставки деталей и небыстрые. Поддержка – это важно. Приятно знать, что ты не просто купил две тонны железа, которые могут превратиться в недвижимость. Этот электромобиль к тому же достаточно бюджетный. Осенью он стоил около 2 млн рублей, что сравнительно немного для электромобилей: Tesla минимум в два раза дороже.
Если сравнивать с традиционными автомобилями, важнейшее отличие в том, что электрический двигатель гораздо проще двигателя внутреннего сгорания. В нем нет изнашивающихся деталей и жидкостей. В ДВС большая температура сгорания, трущиеся детали, масло, свечи, все это перегревается, горит, трудится «в полный рост» и требует постоянного обслуживания. В электрическом двигателе ничего этого нет. Электромотор, как заявлено, ходит миллион километров. Батарея должна работать 8 лет. В целом в электромобиле меньше деталей – это плюс к надежности.
То есть содержать и обслуживать электромобиль выгоднее?
– Да, должно быть выгоднее. Одна только стоимость топлива ниже в 10 раз.
Электромобили не очень дешевые при покупке, но, по моим расчетам, разница с бензиновыми должна окупиться за два года.
Не возникает сложностей с обслуживанием и ремонтом? В связи с последними событиями в мире не ожидаете новых проблем?
– Салон Mazda остался в Перми и, кажется, не собирается уходить. Даже запчасти там есть. Хотя, думаю, проблемы с ними наверняка возникнут. Вся надежда на то, что электромобиль надежнее, его надо меньше обслуживать, ему не нужно множества запчастей.
Были какие-то особенности в работе электромобиля, о которых вы узнали в процессе эксплуатации, но не догадывались до покупки?
– Электромобиль – абсолютно городской вид транспорта, не предназначенный для междугородних поездок. У него меньше запас хода, чем у традиционного автомобиля. На одном баке бензина можно проехать, допустим, 500 км. Mazda MX-30 – маленький электромобиль, в нем небольшая батарея, и запас хода всего около 200 км. И если топливный бак можно быстро заправить и ехать дальше, то аккумулятор надо заряжать несколько часов. Станция быстрой зарядки ускоряет процесс примерно до одного часа, но таких в Перми очень мало.
К тому же при движении на высокой скорости по трассе увеличивается лобовое сопротивление, а с ним и расход энергии – примерно в 1,5 раза. Традиционные автомобили в таких условиях, наоборот, снижают потребление, так как нет остановок и повторных стартов, наиболее энергозатратных для ДВС.
В Перми объявили новый конкурс на ремонт улицы ЛенинаДа, в длительных путешествиях, если аккумулятор сядет где-то в лесу, есть возможность подзарядиться, проехав какое-то расстояние на буксире. Но это же совсем не удобно! Надо очень любить такие поездки, чтобы заниматься этим. Поездка из удовольствия превращается в приключение.
Лично я брал электромобиль для поездок по городу, на дачу, на горнолыжный склон, но это все в пределах 50 км от города. Для этого он идеален. Электромобиль отлично ведет себя в пробках: не потребляет энергии, когда стоит. А заряжаю я его на работе, где сделал розетку на стене. От нее аккумулятор полностью заряжается как раз за 6-8 часов.
Много ли проблем доставляет зарядка?
– На самом деле с этим нет больших сложностей.
Заряжаться надо там, где проводишь какое-то время. Некоторые, например, едут в ТРЦ «Планета» или в ТРК «СпешиLove», рядом с которыми есть станции быстрой зарядки. Пока ходишь по магазину, машина заряжается. То есть, электромобиль в этом плане требует планирования.
В моем случае заряжать аккумуляторы приходится два, иногда три раза в неделю. Но обычно хватает с понедельника до пятницы и с пятницы до понедельника.
Холодная зима как-то сказывается?
– Зимой средний пробег сокращается почти в два раза. Это связано с тем, что аккумулятор постоянно подогревается, чтобы его температура не падала ниже -5° – так расходуется часть энергии. При этом возникает еще один момент – зимой электромобиль с низким зарядом нельзя оставлять холодной ночью на улице. Когда энергии останется слишком мало, аккумулятор перестанет подогреваться. Утром с застывшей батареей никуда уже не уехать.
С другой стороны, электромобиль не приходится прогревать по утрам. И салон зимой нагревается очень быстро. Было очень приятно это обнаружить.
Не было желания вернуться на автомобиль с ДВС?
– Пока такого желания не возникало – все очень интересно. Электрокар ведь ощущаешь совсем не так, как традиционный автомобиль.
Гораздо проще управление, нет переключения передач и сцепления, не надо следить за оборотами. Есть джойстик, который переключает движение вперед и назад, и педаль – нажал и поехал. Очень легко осваиваешься и привыкаешь. Кажется, что только так и можно ездить.
В Перми есть какое-то сообщество любителей электрокаров?
– Конечно! Есть форумы в Telegram и WhatsApp, где все электроводы Перми делятся информацией о новинках, зарядках, отвечают на вопросы. Сообщество живое, в нем более 400 человек.
С 1 января 2022 года в Пермском крае владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Возраст их транспортного средства не должен превышать семи лет. На территории Прикамья эта налоговая льгота будет действовать до 2028 года включительно. Решение об этом приняли депутаты регионального Заксобрания 25 ноября 2021 года. Мера призвана стимулировать использование экологически чистого транспорта в Пермском крае.
Есть ли в Прикамье условия, чтобы это сообщество увеличивалось – автомобилисты «пересаживались» на электрокары?
– Главная радость всех водителей электромобилей Пермского края – осенью в регионе для них введен нулевой транспортный налог. Особенно довольны владельцы Tesla, мощных машин. У меня далеко не такой мощный электромобиль. Поэтому размер налога не так важен, но все равно приятно.
В целом же, мне кажется, в Перми практически нет условий, стимулирующих переход на электротранспорт. У нас в регионе есть нефтяная отрасль, которая автоматически будет тормозить развитие необходимой для этого инфраструктуры. А пользоваться электромобилями гораздо удобнее и приятнее, когда для этого что-то делается. Пока на них переходят только энтузиасты, готовые преодолевать некоторые трудности. Например, искать зарядку в городе, заряжаться на работе или возле дома. Но и таких уже немало.
Такси «СитиМобил» прекратит работу в Перми 15 апреля