Автор: Регина Бартули
На пермском рынке такси произошли серьезные перемены. Крупный агрегатор «СитиМобил» сообщил об уходе, китайский DiDi объявлял о прекращении работы в России с марта, потом передумал, однако услуги фактически не оказывает. «Яндекс.Такси» повысил стоимость перевозок, но водителей все равно не устраивают действующие тарифы. Они отмечают, что автомобили и комплектующие из-за санкций подорожали, а получать разрешение на деятельность такси сейчас невыгодно – нет никаких льгот ни от государства, ни от агрегаторов.
Агрегатор «СитиМобил», входящий в экосистему «Сбер», уходит с рынка с 15 апреля. Представители сервиса пояснили, что речь идет именно о закрытии. После обозначенной даты таксисты не смогут принимать и выполнять заказ, но приложение продолжит работать, чтобы водители успели решить финансовые вопросы.
В Общественном Совете по развитию такси не ожидают, что уход компании отразится на рынке перевозок такси в регионах. «Водители и пассажиры станут пользоваться услугами других служб – как федеральных, так и локальных. Если говорить о том, что будет со стоимостью поездок, то она продолжит расти, но не из-за ухода «СитиМобил». Для этого есть другие весомые причины, например, рост стоимости запчастей, расходных материалов, обслуживания автомобилей, а также страхования ОСАГО», – поделилась руководитель пресс-службы совета Екатерина Киселева.
«По сути, «Яндекс» – сейчас монополист на рынке, DiDi фактически не работает, ситуация была бы лучше, если бы они оставили руководство подразделения в России. Агрегатор «Максим» хорошо представлен в других регионах, но в Перми почему-то у них не пошло, может, тоже из-за того, что убрали руководство филиала», – рассказал представитель пермских таксопарков «ЛЕВЕРНА» и «Навигатор» Андрей Петров.
В начале апреля агрегатор «Яндекс.Такси» объявил о постепенном повышении тарифов на пассажирские перевозки в Перми, чтобы частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей и их содержание. Увеличилась стоимость подачи машины, а также километра и минуты. В пресс-службе компании заявили, что обновление тарифов происходит плавно, чтобы спрос на услуги такси не упал, заказов не стало меньше и заработок водителей не сократился. Но последние сетуют, что тарифы у «Яндекса» не менялись около трех лет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит за ценообразованием на рынке.
В Перми минимальная стоимость подачи такси по тарифу «Эконом» в «Яндекс.Такси» (включено 6 мин. и 2 км) составляла 59 рублей и поднялась до 60 рублей, но уже за 6 минут и 1,5 км. Далее по городу стоимость услуг увеличилась на 0,5-1 рубль за км, за ожидание – на 2 рубля за минуту.
Андрей Петров считает, что минимальная поездка должна стоить 100-120 рублей за 4 км и вообще нужна реформа всей системы. «Все агрегаторы зациклены на среднем заработке за час. Но нужно менять систему в целом и смотреть по километражу. За смену водитель проезжает около 250 км, за это и должна начисляться зарплата. 60 рублей за поездку – так ездить уже невозможно», – добавил он.
«Агрегаторы полностью убили рынок и сделали его нелегальным. Водители вынуждены выживать. За 12-часовую смену они выполняют в среднем по 30 заказов – заработок за это составляет примерно 4125 рублей, из которых нужно вычесть 22% комиссии автопарку и агрегатору, аренду автомобиля, бензин и мойку. Чтобы заработать, необходимо брать дополнительно несколько часов по другим агрегаторам. Многие просто живут в машине. Чтобы понять таксистов клиентам нужно попробовать отработать смену в 12 часов или поездить ночью. Лицензию сейчас делать невыгодно. Ее получают только таксопарки, но, если легальные водители не выйдут на линию, никто из пассажиров в Перми этого не заметит, даже коэффициент не изменится, настолько много нелегалов», – сетует легальный водитель такси Николай.
Согласно реестру, размещенном на сайте Министерства транспорта Пермского края, на 11 апреля в регионе действуют 5375 разрешений на перевозку пассажиров легкового такси. За месяц количество уменьшилось на 227, а с января – на 544.
«Настроение в целом нерадостное. Число лицензий в наших таксопарках сократилось с 80 до 30. Склоняемся к тому, чтобы и оставшиеся аннулировать, так как необходимы постоянные траты на механика, медика и аренду кабинета для него. Новый автомобиль такси по сути может работать года три, а после уже только забирает деньги на постоянный ремонт. В декабре мы взяли в лизинг две машины. Недавно компании подняли ставки, и цена автомобилей увеличилась на 300 тысяч рублей, ежемесячный платеж – на 8-9 тысяч рублей. Масло моторное подорожало в два раза, запчасти – в два-три раза, но их еще нужно постараться найти», – рассказал Андрей Петров.
Участники рынка говорят, что у «Яндекса» завышенные требования к водителям. «Раньше отключали при оценке 4,4, а сейчас блокируют без права восстановления за 4,6. Необходимо, чтобы агрегатор провел амнистию водителей», – сообщил Андрей Петров.
Николай подтверждает слова коллеги: «Яндекс постоянно говорит о системе гарантированного дохода водителям и зонах с повышенным коэффициентом. На деле таксисты не видят конечной точки и стоимость, а все заказы приравниваются к среднему чеку в 130 рублей. При отмене заказа водитель теряет 12 баллов активности в приложении, при выполнении получает 1 балл. При активности меньше 10 его блокируют».
Он также высказал предложение, чтобы краевые власти на законодательном уровне приняли решение о минимальной тарификации для таксистов, а в Перми работали не более 10 тысяч автомобилей и только с разрешением на перевозку. «Хоть агрегаторы и говорят, что работают с самозанятыми, но по сути такие водители не гарантируют безопасности пассажиров и не следят за состоянием машин. Необходимо открыть в Перми муниципальное такси с тарифами и нормальными условиями, в том числе с льготными поездками для социальных категорий граждан. Подобное решение принял губернатор штата Вашингтон Джей Инсли. Работой будут обеспечены все, а налоги начнут оседать в регионе», – пояснил Николай.
В марте пассажиропоток пермского аэропорта сократился на 12 %