Автор: Кристина Суворова
Администрация Перми объявила аукционы на обслуживание 41-го автобусного маршрута в рамках пятилетних контрактов. Это последняя часть рынка, которая еще не распределена на такой долгий срок.
Для участия перевозчикам необходима техника, которая начала эксплуатироваться не ранее 1 января 2019 года. Это позволит начать исполнять контракты с транспортом, приобретенном на старте реформы. По мере достижения автобусами семилетнего возраста их нужно будет заменять. Не менее половины техники должно работать на газомоторном топливе.
лот | маршрут | начальная (максимальная) цена контракта | количество транспортных средств | класс автобусов |
1 | № 30 «Микрорайон Парковый – микрорайон Садовый» | 579 483 104 | 15 | большой |
2 | № 68 «Станция Пермь-II – микрорайон Садовый» | 536 533 955 | 16 | большой |
3 | № 65 «Кооператив «Сосновый бор» – Садовая – Березовая роща» | 204 285 661 | 4 | большой |
4 | № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» | 487 372 644 | 18 | большой |
5 | № 34 «Микрорайон Новые Ляды – улица 1905 года» | 251 966 624 | 2 | большой |
№ 61 Комсомольская площадь – микрорайон Новые Ляды» | 2 | большой | ||
6 | № 8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» | 213 122 267 | 6 | большой |
7 | № 13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь» | 364 998 821 | 10 | большой |
8 | № 47 «Мачтобаза – Порт Пермь – микрорайон Нагорный» | 411 449 485 | 13 | большой |
9 | № 40 «Станция Пермь-II – микрорайон Нагорный - Автопарк» | 265 543 179 | 8 | большой |
10 | № 56 «Станция Пермь-II – микрорайон Крохалева» | 282 232 332 | 9 | большой |
11 | № 62 «Улица Милиционера Власова – микрорайон Крохалева» | 281 089 350 | 8 | большой |
12 | № 63 «Микрорайон Крохалева – площадь Дружбы» | 226 439 089 | 6 | большой |
13 | № 18 «Пермский военный институт – площадь Дружбы» | 439 361 453 | 15 | большой |
14 | № 73 «Микрорайон Январский – микрорайон Заозерье» | 495 418 446 | 14 | большой |
15 | № 24 «Микрорайон Левшино – площадь Дружбы» | 339 453 289 | 8 | большой |
16 | № 78 «Микрорайон Кислотные Дачи – ПНИПУ» | 207 535 249 | 7 | большой |
17 | № 5 «Комсомольская площадь – НПО «Биомед» – микрорайон Голый Мыс» | 199 991 944 | 6 | средний |
№ 25 «Микрорайон Ново-Бродовский – Комсомольская площадь» | 2 | средний | ||
18 | № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» | 207 513 800 | 8 | средний |
19 | № 38 «Микрорайон Запруд-2 – микрорайон Гарцы – улица Ушинского» | 269 299 183 | 4 | средний |
№ 75 «Микрорайон Соболи – площадь Дружбы» | 6 | средний | ||
20 | № 7 «Микрорайон Верхняя Курья – улица Попова» | 272 815 819 | 3 | средний |
№ 41 «ПНИПУ – Студенческий городок» | 8 | средний | ||
21 | № 39 «Микрорайон Оборино – Ласьвинские хутора» | 196 113 975 | 2 | средний |
№ 12 «Дворец культуры имени Гагарина – ОАО «Пермский завод силикатных панелей» | 5 | средний | ||
22 | № 54 «Улица Мильчакова – станция Пермь-II – микрорайон Хмели» | 192 637 777 | 8 | средний |
23 | № 28 «Проспект Декабристов – улица Милиционера Власова» | 211 442 635 | 4 | средний |
№ 29 «Улица Милиционера Власова – проспект Декабристов» | 4 | средний | ||
24 | № 44 «Микрорайон Нижняя Мостовая – микрорайон Кислотные дачи – микрорайон Камский» | 343 066 037 | 15 | средний |
25 | № 48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» | 296 211 184 | 3 | средний |
№ 49 «Микрорайон Заозерье – станция Пермь-II» | 5 | средний | ||
27 | № 58 «Микрорайон Васильевка – микрорайон Вышка-1» | 200 202 992 | 7 | средний |
28 | № 9 «Микрорайон Хмели – микрорайон Нагорный – Субботино» | 166 541 135 | 1 | малый |
№ 35 «Пермский академический Театр-Театр – Пермский электромеханический завод» | 2 | малый | ||
№ 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» | 7 | малый | ||
29 | № 22 «Микрорайон Васильевка – Пермский военный институт» | 167 492 115 | 7 | малый |
№ 23 «Банная гора – деревня Голованово» | 2 | малый | ||
31 | № 26 «Микрорайон Центральная усадьба – улица Ушинского – микрорайон Крольчатник» | 354 555 452 | 9 | малый |
№ 69 «Микрорайон Ива – улица Грачева (кольцевой) | 5 | малый | ||
№ 70 «Улица Грачева – микрорайон Ива (кольцевой)» | 5 | малый |
В отличие от предыдущих конкурсов в списке требований нет стопроцентной низкопольности автобуса. Достаточно, чтобы ступенек не было при входе хотя бы в одну дверь. Требования к оборудованию транспортного средства не изменились. Обязательным остается наличие климат-контроля, медиапанелей, видеонаблюдения и системы учета пассажиропотока. Кроме того, нужны стационарные валидаторы для оплаты проезда, если на маршруте не будет кондукторов. Решение тут за перевозчиком.
Большинство закупок сформировано по принципу «один лот – один маршрут». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) в среднем составляет порядка 300 млн рублей.
Важно, как она определена. В каждом случае проведен расчет в соответствии с приказом Минтранса РФ, который разработан как раз для таких закупок. В нем прописана формула, которая учитывает затраты на зарплату водителей, топливо, расходные материалы, стоимость новых автобусов, определенный уровень рентабельности работы и т.д.
Нюанс: посчитав НМЦК таким способом, заказчик затем уменьшает сумму. Это обосновано тем, что контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В результате, например, 964,8 млн рублей превращается в 579,5 млн рублей; 278,8 млн рублей – в 167,5 млн рублей и т.д. Разница составляет 40%.
Подобная практика ранее была применена при выставлении на торги межмуниципальных маршрутов. Некоторые перевозчики обратились в суд, разбирательство тянется с лета прошлого года. За это время региональные власти успели разыграть маршруты. Большинство заключенных контрактов исполняется, но не обошлось без громкого инцидента с московской компанией, которая не смогла исполнять обязательства и ушла с рынка.
Перевозчики и раньше были не в восторге от идеи «подгонять» стоимость контрактов под возможности бюджета. Сейчас, когда выросла стоимость новых автобусов и лизинга, запчастей и других расходников – вплоть до чековой ленты для печати билетов – опасений об эффективности такого бизнеса еще больше.
В ситуации неопределенности участники рынка предпочли бы короткие контракты длинным. При обсуждении условий новых аукционов сократить срок договоров рекомендовали как представители Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», федеральные эксперты, так и пермские перевозчики.
«Лизинговые продукты дорогие, некоторые запчасти подорожали в разы. Надо думать о повышении зарплаты сотрудникам, потому что и повседневные расходы людей растут. А цена контрактов низкая», – констатирует руководитель ООО «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов.
«Если денег в бюджете не хватает на оплату работы по той стоимости, которая рассчитана в соответствии с приказом Минтранса РФ, зачем объявлять торги со сроком именно пять лет?» – задается вопросом перевозчик Александр Антипов.
Директор пермского филиала ООО «Автомиг» Игорь Сасунов назвал участие в аукционах на обслуживание маршрутов в Перми малоинтересным. По его мнению, расценки находятся далеко за линией безубыточности.
На пермский рынок компания зашла в 2020 году с новыми автобусами MAЗ, которые имеют немецкие двигатели. «Некоторые проблемы с гарантийным обслуживанием возникли, запчасти выросли в цене до 2,5 раза по некоторым позициям. Сейчас выстраиваем новые логистические цепочки и максимум до сентября эти вопросы решим», – заверил Игорь Сасунов.
По China ложке. Перевозчики столкнулись с задержкой в поставках автобусовГоворя о текущей ситуации, он отметил также, что выросли лизинговые ставки. «Мы очень рассчитывали на помощь бюджета в части субсидирования, но получили только моральную поддержку», – поделился перевозчик.
Победителей аукционов на обслуживание маршрутов в Перми планируют определить в мае. К работе по новым контрактам они должны будут приступить с 1 декабря 2022 года.