В торговых центрах Перми продолжает уменьшаться количество посетителей. В первой половине мая трафик упал на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по соотношению с доковидным маем 2019 года Mall Index снизился и вовсе на 30%. Такие данные опубликовала компания Focus Technologies. В Перми, как и в других городах России, остаются закрытыми многие магазины международных брендов. По словам экспертов, жители продолжают экономить и практически не посещают торговые центры, а с приходом лета отправились на дачи.
Директор УК «Столица» Константин Копытов отметил, что снижение трафика в торговых центрах – это общефедеральный тренд: «В наших объектах он стал на 20-25% меньше, мы даже уже не говорим про конвертацию посетителей в покупателей. Это связано с продолжающимся падением доходов населения Перми и края. Люди сознательно ограничивают посещение ТЦ для того, чтобы не искушаться лишний раз. Это все печально, потому что индустрия коммерческой недвижимости так устроена – она очень медленно реагирует на негативные процессы и постепенно падает; но если начнет, то удержать ее потом очень трудно. Мы падаем, и началось это еще во время пандемии».
Директор УК «Труменс групп» Елена Денисова отметила, что во всех торговых центрах ситуация с трафиком разная и говорить однозначно о процентах снижения не стоит. «Все зависит от сегмента и категории товара: так, в ТЦ «Галерея» трафик практически не изменился. Люди как ходили, так и продолжают это делать в тот же «Леруа Мерлен» или «Детский мир», – добавила она.
«В первую очередь сказывается санкционный режим, потому что арендаторы, особенно якорные, сейчас перенастраивают логистические цепочки по поставке товаров. Есть реальные проблемы с оплатой и переводами за рубеж, чисто технически банки не могут их принять. У кого-то бизнес стопорится, потому что сокращаются товарные остатки. Вдобавок к тому, что сейчас чрезвычайно низкая покупательская активность, еще и продавать толком нечего. В ТЦ никто в очереди не стоит на освободившиеся площади. Перспективы их заполнения нет. Сейчас началась летняя стагнация, но она всегда отыгрывалась со второй половины августа по октябрь. В этом году такого, скорее всего, не будет. Цены выросли, люди на стрессе экономят, а сейчас еще на дачи все уедут и будут там отсиживаться», – сетует Константин Копытов
Однако снижение трафика пока не повлияло на инвестиционную привлекательность коммерческой недвижимости, правда, речь идет о небольших помещениях. В Пермском крае спрос на такие инвестиции растет, к таким выводам пришли эксперты ГК «GGroup – управление активами». Востребованность коммерческих объектов в 2022 году выросла на 5,5% относительно аналогичного периода прошлого года и более чем на 71,6% в сравнении с тем же периодом 2020 года. «Коммерческая недвижимость сейчас ситуативно интересна для инвесторов. Особенно это касается объектов, которые расположены в локациях с высоким трафиком. Идеальными помещениями для инвестиций сегодня являются небольшие площади в проходимых местах», – комментирует Евгений Протопопов, основатель группы компаний «GGroup – управление активами».
По словам Елены Денисовой, небольшие по площади объекты коммерческой недвижимости, особенно на исторических торговых улицах Перми, таких как ул. Куйбышева, ул. Ленина или Комсомольский проспект, всегда пользовалась популярностью. Причина в том, что для ее обслуживания требуется меньше затрат. Кроме того, стрит-ритейл имеет короткий срок окупаемости, а многие крупные торговые сети переориентируются на формат «у дома».
«Владельцы ликвидных коммерческих объектов снимают их с продаж, так как реинвестировать сейчас особо некуда», – добавляет Елена Денисова.
Правительство РФ разрешит владельцам торговых центров досрочно расторгать договоры аренды с покидающими российский рынок ритейлерами из недружественных стран. Об этом в конце мая на заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Эксперт консалтинговой компании «ЮКЕЙ» в области недвижимости и земельных вопросов Анжелика Сабурова рассказала Business Class, что ситуация с арендаторами зависит от формулировок в договорах аренды и привязки к выручке магазина.
«Сейчас нет внешних обстоятельств, препятствующих арендаторам продолжать использовать помещение в соответствии с его назначением, как, например, в случае с закрытием торговых центров в период пандемии. Поэтому собственникам выгоднее взыскивать с них оплату, предъявлять штрафы, связанные с односторонним отказом от исполнения своих обязательств, либо говорить о понесенных убытках, возникших по причине таких действий. Если в договоре размер арендной платы привязан к выручке магазина, падение которой напрямую связано с конкретными действиями арендатора, то уместно досрочно прекратить такие отношения. А также при этом предъявить арендатору претензии за понесенные убытки, штрафы. Важно также учитывать коммунальные платежи. Если несмотря на закрытие магазина их продолжает платить арендатор, то досрочное прекращение договора возложит эту нагрузку на собственника», – пояснила эксперт.
Константин Копытов считает, что в итоге мера может распространяться на любых арендаторов и они перестанут чувствовать себя в безопасности. «Я верю в бизнес-этику международных компаний. Они ведь не закрыли все резко на ключ, а продолжают платить зарплату тысячам сотрудников. При этом привозят товар в надежде, что вся эта ситуация разрешится, не хотят терять рынок и выбрасывать людей на улицу. Ситуация затягивается, и за год, скорее всего, не изменится, а компании оплачивают аренду. Собственник, прикрываясь этим постановлением, может теперь расторгать с ними договоры, но суды по этому поводу будут точно. Торговая сеть спокойно уйдет и уволит всех сотрудников, арендодатель получит пустое помещение и вряд ли его сдаст на приемлемых условиях. Это поможет только тем, у кого реально есть другой арендатор на примете».