В Законодательном Собрании Пермского края доработали ко второму чтению проект о внесении изменений в статью 8.1 Закона «Об административных правонарушениях». Речь идет о положениях, регулирующих санкции за безбилетный проезд в общественном транспорте. В преддверии рассмотрения законопроекта на пленарном заседании Business Class рассказывает, в чем суть изменений и как сейчас обстоят дела с привлечением «зайцев» к ответственности.
Администрация Перми вышла с инициативой о повышении штрафа в пять раз: с 500 до 2500 рублей при первом нарушении, до 5000 рублей – при повторном. Заявленная цель – повышение уровня сознательности и ответственности граждан, снижение числа безбилетников. С активным переходом на бескондукторную систему «зайцев» стало больше. Доля безбилетных пассажиров при наличии кондуктора составляет в среднем 5%, без него – около 20%.
В городском департаменте транспорта отмечают, что в их адрес поступают обращения от жителей, которые добросовестно оплачивают проезд и говорят о необходимости борьбы с безбилетниками. По замыслу администрации, значительность санкции будет заградительной мерой – пассажир оплатит проезд, чтобы не рисковать куда более серьезной суммой, и тогда штрафовать его будет уже не за что. Нарушений станет меньше.
Кроме того, начальник департамента транспорта Анатолий Путин неоднократно приводил сравнение штрафа и стоимости безлимитного проездного. «Важно, что предлагаемый размер штрафа в 2500 рублей превышает цену безлимитного тарифа на 30 дней. Логика в том, что человеку выгоднее и проще использовать проездной (он стоит 1683 рубля), чем платить штраф за безбилетный проезд», – объяснил Анатолий Путин.
Для владельцев безлимитных проездных, которые не зарегистрировали факт поездки (не приложили карточку к валидатору в транспорте), также предложено установить наказание. В первоначальной редакции законопроекта речь шла о штрафе. В марте 2022 года документ приняли в первом чтении.
Для подготовки ко второму чтению была создана рабочая группа, которую возглавил председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Александр Бойченко. Помимо депутатов в состав вошли представители государственно-правового управления и управления аналитической и законотворческой деятельности Законодательного Собрания, а также представители Министерства транспорта Пермского края и департамента транспорта Перми.
Ко второму чтению поступили 13 поправок. Парламентарии предлагали повысить штраф за безбилетный проезд только в Перми (до 2000 рублей), а в других муниципалитетах, где нет бескондукторной системы, оставить его на уровне 500 рублей. Кроме того, был описан возможный дифференцированный подход к повторному нарушению в зависимости от наличия кондуктора в транспорте. Если он присутствует, штраф безбилетнику 1000 рублей, если нет – 3000 рублей.
Еще одна поправка конкретизировала условия наказания, если при наличии безлимитного проездного пассажир не приложил его к валидатору. При первом таком нарушении было предложено ограничиваться предупреждением, при повторном – штрафом в 500 рублей. Эта поправка была принята.
Поправки, предполагающие снижение размера штрафов, большинство членов рабочей группы не поддержали.
В результате проект, подготовленный ко второму чтению, предполагает следующее. Для пассажиров, недобросовестно относящихся к оплате проезда, штраф увеличивается до 2500 рублей при первом нарушении и до 5000 рублей при повторном. Владельцам безлимитных проездных при отсутствии факта регистрации поездки в первый раз будут выносить предупреждение, во второй – штраф 500 рублей.
Пункт, касающийся наказания для владельцев проездных, вступит в силу осенью. Это связано с отсутствием порядка подтверждения факта поездки в транспорте, который будет разработан администрацией города и утвержден к сентябрю. В остальной части закон вступит в силу после его принятия Законодательным Собранием через десять дней после официального опубликования.
Число безбилетников определяют, сравнивая число вошедших в транспорт пассажиров (по данным системы учета пассажиропотока) и число оплаченных поездок. В 80% случаев люди оплачивают проезд.
В общественном транспорте Перми работают контролеры. Между тем, как они «поймают» безбилетника, и наложением штрафа есть промежуточные звенья. Контролер лишь составляет акт о нарушении и фиксирует персональные данные пассажира. Далее акт рассматривают в департаменте транспорта, подробно разбирая каждый случай. Здесь может выясниться, что пассажир не смог оплатить проезд из-за неисправности валидатора либо обратился к водителю, но тот не принял деньги. В подобных случаях дело до штрафа не дойдет.
Если при детальном рассмотрении оказывается, что безбилетник повел себя недобросовестно, в департаменте составляют протокол о нарушении. Рассматривает его административная комиссия. Только на этом этапе принимается решение, накладывать штраф или нет и в каком размере.
Business Class получил в городском департаменте транспорта статистику о привлечении к ответственности за безбилетный проезд в течение пяти месяцев 2022 года. Протоколов об административном правонарушении составлено 3523. Постановлений о назначении наказания в виде штрафа вынесено 1822. Сумма наложенных санкций составляет 911 тыс. рублей. В качестве оплаты штрафов за этот период поступила сумма 210,8 тыс. рублей. Здесь стоит отметить, что нарушителям дается время на оплату штрафа, и деньги поступают с задержкой.
По информации администрации Перми, проверку оплаты проезда на городских автобусных и трамвайных маршрутах осуществляют 84 контролера.
«С января количество проверок было увеличено почти в три раза. Количество составленных протоколов о безбилетном проезде выросло с 98 (за январь) до 1400 (за май). По сравнению с апрелем количество составленных протоколов увеличилось на 399 (28,5%)», – рассказали «bc» в департаменте транспорта.
В планах мэрии до конца текущего года увеличить число контролеров до 100 человек. В 2023 году власти намерены расширить штат службы до 200 человек.