Администрация Перми подвела итоги перехода к транспортной модели и поделилась планами по развитию отрасли. Депутаты выразили обеспокоенность ростом безбилетников и предложили не спешить с заключением концессии по модернизации трамвайной инфраструктуры.
Эдуард Хайруллин, первый заместитель главы администрации Перми, кратко обозначил основные моменты внедрения новой транспортной модели в последние годы: все муниципальные маршруты обслуживаются по брутто-контрактам, обновлено более 70 % автобусного парка, установлены единые требования к качеству и безопасности работы перевозчиков, на всех маршрутах доступна безналичная оплата проезда, внедрено тарифное меню, дополнительные льготы для школьников и малоимущих.
«К разбалансировке экономических показателей привела пандемия и неточное планирование пассажиропотока, поскольку на тот момент у нас не было датчиков учета пассажиропотока», – признал первый вице-мэр.
Доля пользователей гражданских проездных выросла с 0,3 % в 2021 году до 8,3 % в 2022-м, по льготным – с 6 % до 20 % за аналогичный период. Каждая третья поездка осуществляется по проездному.
За первые пять месяцев 2022 года пассажиропоток общественного транспорта составил 77 млн человек. В январе-мае 2021 года – порядка 80 млн человек. Доля безбилетников выросла с 5,7 % в прошлом году до 15,9 % в текущем. На маршрутах, работающих без кондукторов число «зайцев» еще выше – около 23 %. Выпадающие доходы бюджета из-за безбилетников в первом полугодии составили около 326 млн рублей.
Мэрия прогнозирует, что доходы от оплаты проезда по итогам 2022 года составят 4,2 млрд рублей и превысит прошлогодний показатель на 700 млн рублей. В 2021 году дотация отрасли из бюджета сложилась в сумме 2,2 млрд рублей, на этот год власти закладывали 1,5 млрд рублей, но с учетом экономической ситуации планируется увеличить стоимость транспортной работы – с таким подходом объем дотации могут дотянуть на 200 млн рублей, до 1,7 млрд рублей.
Администрация ставит несколько задач по улучшению работы отрасли: сокращение доли безбилетников, завершение контрактации по маршрутам на пятилетний срок, развитие маршрутной сети и инфраструктуры общественного транспорта. Первоочередная задача сейчас урегулировать оплату проезда, для этого, в частности мэрия инициировала увеличение размера штрафа за безбилетный проезд и штата контролеров.
Что касается корректировки маршрутной сети, то власти рассматривают вариант запуска «экспресс-маршрутов» для связи отдаленных микрорайонов с центром города. Планируется перевод на регулируемый тариф внутрирайонных маршрутных такси и открытие кольцевого автобусного направления через основные пересадочные узлы. Кроме того, в маршрутную сеть после установки новых остановок и ремонта дорог могут включить улицы Восстания в направлении Висима, Кировоградская, Гашкова, Татищева, Сапфирная.
Власти рассказали, как изменится дорожная сеть Перми с возведением третьего мостаТрадиционно транспортный вопрос вызвал особый интерес: депутаты Пермской гордумы задавали вопросы, уточняли детали и сетовали на недочеты.
Депутат Владимир Манин спросил, планируется ли связать микрорайон Садовый и бульвар Гагарина трамвайной веткой. Эдуард Хайруллин сказал, что это возможно только после строительства моста через Егошиху.
Эдуард Мирзамухаметов поинтересовался, в каком размере планируется оплачивать работу потенциальному трамвайному концессионеру и не потребует ли это увеличения дотаций из бюджета? «Концессионное соглашение не повлияет на транспортную работу, перевозчик будет возить пассажиров по действующим контрактам, цена проезда для граждан будет такой, как и на других маршрутах», – ответил представитель мэрии.
Народный избранник также спросил про дорожную карту ремонта остановок: «Есть две проблемы. Во-первых, на некоторых пунктах пассажиры, выйдя из транспорта, не наблюдают посадочных мест, а если они и есть, то люди чувствуют себя как Робинзон на острове. Это связано с непонятным примыканием тротуаров к дороге. Во-вторых, водители не везде могут удобно и безопасно подъехать к остановке».
По словам Эдуарда Хайруллина, такой дорожной карты нет, в первую очередь ремонтируют наиболее «запущенные» объекты. В этом году в нормативное состояние приведут 60 остановок. В ближайшие пять лет планируется обновить все пункты. Кроме того, в центре города власти намерены оборудовать 28 «умных» остановок.
Депутат Тимофей Чащихин спросил, появятся ли розничная торговля на остановках. Таких планов нет, ответил Эдуард Хайруллин.
Депутат Даниил Морозов обратил внимание на планы по использованию программного обеспечения для борьбы с безбилетниками, он уточнил сроки ее внедрения. Первый вице-мэр пояснил, что речь идет о закупке системы, которая будет анализировать места с наибольшей концентрацией безбилетников на основе данных пассажиропотока. В эти точки будут отправлять контролеров.
«Меня беспокоит тот факт, что мы идем по пути сокращения кондукторов, не говоря уже о том, что люди лишаются работы, – мы лишаемся доходов бюджета. Все-таки такая политика будет продолжена или мы сядем и посчитаем экономику?» – посетовал депутат Владимир Молоковских, обратив внимание на увеличившееся число «зайцев» в транспорте после перехода на бескондукторную систему.
С коллегой согласился и депутат Олег Бурдин. Он предложил провести эксперимент на 77 автобусе и запустить на него кондукторов. «Многие говорят, что ездят на нем бесплатно», – сказал г-н Бурдин.
Эдуард Хайруллин отметил, что на маршрутах с кондукторами сохраняется доля безбилетников около 6 %.
Депутат Арсен Болквадзе поднял вопрос о возможности проектирования строительства трамвайной ветки из центра в Кировский район: «Электротранспорт – самый оптимальный вариант для таких длинных расстояний. Тем более сейчас планируется возведение третьего моста через Каму, застройка правого берега».
Власти Перми выкупят ДК им. Чехова на Гайве за 80 млн рублей«Пока не можем проектировать ветку, зная, что в ближайшие годы строительство не предусмотрено. Сейчас заходим в концессию по ремонту действующих путей», – обозначил заместитель главы Перми.
Депутат Алексей Овчинников уточнил, планируется ли добавлять выделенные полосы для автобусов, в том числе и в определенное время, например, часы-пик. По словам Эдуарда Хайруллина, такой вопрос обсуждается, поскольку установление полосы для автобусов на дамбе Стахановская – Чкалова оказалось эффективным.
Отдельно первый замглавы Перми рассказал о планах по модернизации электротранспорта в рамках концессионного соглашения – ремонте трамвайных путей, обновлении подвижного состава и реконструкции депо. Business Class ранее рассказывал о проекте подробно.
Депутаты призвали очень внимательно отнестись к условиям соглашения. Депутат Дмитрий Федоров рассказал об анализе опыта Екатеринбурга, где реализуется концессия по строительству новой трамвайной ветки до Верхней Пышмы. По его словам, в ходе переговоров властям удалось изменить первоначальное предложение концессионера – увеличить объем работ по соглашению, а расходы города, наоборот, сократить. Он призвал последовать этому примеру.
«Прежде город заключил только два таких крупных инфраструктурных концессионных соглашения – по модернизации сетей водоснабжения и теплоснабжения. Мы нарабатываем опыт участия и управления проектами. Предлагаю администрации должным образом отнестись ко всем вопросам и предложениям депутатского корпуса. Заходя в столь знаковый проект, нам необходимо, если говорить образно, дуть на воду», – отметил председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин.