​Спектакль «Раскольников» (18+) в Перми как исследование темной стороны человека

Премьерные показы полной версии спектакля «Раскольников» (18+) Пермский академический Театр-Театр показал в конце театрального сезона-2021/2022, насыщенного интересными постановками и экспериментами.

Автор: Наталия Ярославцева

Идея оправдания насилия, совершенного во благо, рассматривается Театром-Театром в этом сезоне как будто под микроскопом. В «Маскараде» (16+), премьера которого состоялась в феврале, была поднята тема романтизации насилия. В экспериментальной коллаборации с Пермским театром оперы и балета «Жизнь в красном цвете» (16+), представленной в мае, сделан акцент на неизбежности смерти человечества в результате ядерной войны. В полной трехактной версии спектакля «Раскольников» (18+), с аншлагами прошедшей на площадке «Завода Шпагина» с 8 по 11 июля, очень точно показан образ убийцы – «освободителя» рода человеческого, способного стать кумиром молодежи.

Режиссер спектаклей «Жизнь в красном цвете» (16+) и «Раскольников» (18+) – талантливый Марк Букин, который уже представил восемь театральных премьер в качестве постановщика в Перми, Челябинске и на своей родине в Приморье. Проект «Раскольников» был реализован благодаря гранту ООГО «Российский фонд культуры». Марк Букин начинал ставить Достоевского, еще будучи студентом на курсе Бориса Мильграма, художественного руководителя Театра-Театра, в магистратуре Московского института современного искусства и постепенно вовлекал в свою команду большой круг людей, с которыми, по его словам, они вместе «живут» с этим автором. Первые два акта спектакля были показаны зрителям в ноябре 2021 года, а полная четырехчасовая трехактная версия с двумя антрактами состоялась только в начале июля 2022 года.

Выбор места представления драмы «Раскольников» (18+) в стенах бывшего цеха вагоноремонтного завода, трансформировавшегося в социокультурное пространство «Завод Шпагина», был сделан режиссером спектакля Марком Букиным осознанно, чтобы сбить со зрителя «комфортное спокойствие».

«Я не хочу, чтобы спектакль был про озвучивание ответов: «Убивать плохо, спасибо, расходимся». Любая тема имеет свой объем, свою длительность. Этой сложной теме необходимо большое пространство и пройти дорогу к изменениям человека. Измениться за полтора часа – странно. Мы должны пройти этот путь вместе со зрителем, прожить большую жизнь здесь», – отметил Марк Букин.

Насыщенность спектакля в первом акте громкими ударами, металлическим стуком, свистом, создающими атмосферу угрозы, опасности темных улиц, поначалу застает зрителя врасплох, а огромное пространство сцены – во всю территорию заводского цеха, погруженное в темноту, не дает понимания, на чем сфокусироваться. Но появление Мармеладова (актер Анатолий Смоляков), его филигранно созданный монолог буквально завораживает и перетягивает на себя все внимание. В этот момент как будто перестает существовать огромная яма в центре, кучи песка вокруг и даже резкие ритмичные удары дубинкой одного из Двойников, прерывающие фразы Мармеладова. Именно с этой сцены и начинается Достоевский.

«Все грязное, что есть в человеке, Достоевский соединяет с самым прекрасным, что есть в человеке. И это как-то потрясающе у него сочетается. Поэтому для меня пространство «Завода Шпагина» очень важно. Эта фактура, бетон, некомфортное пространство, где разлетается звук, – все это реально. Реальная грязь, реальная вода, песок не могут быть бутафорскими. «Завод Шпагина» – это натура нефальшивая», – отмечает Марк Букин.

Текст, который звучит во время спектакля из динамиков как мантра и в диалогах актеров, – оригинальный, из романа Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого весь мир отмечал в прошлом году. Как пояснил Марк Букин: «Я не дописывал ничего от себя, просто брал куски текста и соединял по-другому. Таких вещей, которые звучат современней и кажутся даже как будто инородными, в этом тексте много. Как будто мы их дописали от себя, но это не так. Это настолько современный язык, что в первую секунду не веришь, что это написал Достоевский больше ста лет назад».

Режиссер работал с текстом сам, не привлекая драматурга. «Драматург – это тоже автор, который создал бы свою интерпретацию исходного текста. И я ставил бы не Достоевского, а драматурга под такой-то фамилией. Мы сами, естественным образом сочиняя эту историю, сформировали пьесу и оставили только то, что необходимо для темы, которую мы исследуем: насилие – откуда оно берется, и почему мы не можем без этого», – подчеркнул режиссер.

Ряд сцен спектакля, может быть, и «скучает» по умелой руке драматурга-постановщика. Но благодаря мощной энергетике молодых актеров, которым режиссер Марк Букин предоставил возможность самим выбирать, каким будет их персонаж, и только задавал тему и коридор для творческого поиска, их харизма, игра на разрыв бьют зрителя в самое сердце. Очень сильное впечатление производит второй акт, особенно сцена исполнения музыкальной композиции «Убей ее», специально написанной для спектакля Антоном Девятовым (Двойник) и Сергеем Беловым (Двойник), перед толпой «загипнотизированных» фанатов.

В третьем акте агрессивный громкий накал спектакля как будто идет на спад. Сцена диалога Свидригайлова (актер Иван Вильхов) и Дуни Раскольниковой (актриса Эмилия Веприкова) проходит довольно ровно. Как отметил Марк Букин, над сложным и очень важным для спасения души Раскольникова образом Свидригайлова работа вместе с актером Иваном Вильховым еще продолжается. А вот диалог между Раскольниковым, его матерью и сестрой, где они пытаются докричаться из разных концов огромного пространства и не понимают друг друга, вновь обостряет все эмоции. И заключительная сцена спектакля с долгим криком многоликой толпы подводит зрителей к верхней ноте сопереживания героям пьесы и вызывает у многих слезы.

Звук в спектакле является практически равноправным «актером» (музыкальный руководитель, композитор – Андрей Платонов, звукорежиссер – Роман Любимов). Он раздражает, ставит акценты, подчиняет своему ритму. Свет играет свою большую роль в пространстве, погруженном в темноту (художник по свету – Евгений Козин). Актеры передвигаются с индивидуальными фонарями, направляют их с разных ракурсов на себя и на зрителей, создавая другое пространство, подсвечивая то, что важно увидеть. А фонарь в бутыли с водой в руках Сони Мармеладовой становится и «лучом света в темном царстве», и спасительной свечей на алтаре веры в Бога и освещает путь к спасению души.

«Манифест команды, которая вместе со мной захотела создать этот спектакль: предложить людям другой театр – более сложный, парадоксальный, противоречивый. Я хочу, чтобы зритель был активным участником, вступал во взаимоотношения, взаимодействовал со спектаклем, разбирался. Жизнь идет на упрощение, и, мне кажется, из-за этого много проблем. Если не забывать, что все сложно и не так однозначно, то есть шанс не плыть по течению, а найти спасательный круг», – отметил Марк Букин.

Режиссер подчеркнул, что спектакль «Раскольников» (18+) – первая его работа по произведениям Федора Достоевского. Марк Букин планирует поставить на сцене пять знаменитых романов писателя. Параллельно с работой над проектом «Раскольников» (18+) шла разработка спектакля «Идиот» (16+). В нем будут участвовать два студента-актера из первой постановки – Сергей Белов (один из Двойников в спектакле «Раскольников» (18+)) и Алена Главатских (Соня Мармеладова в спектакле «Раскольников» (18+)). Скорее всего, «Идиот» (16+) будет представлен зрителям уже в новом театральном сезоне на малой сцене Театра-Театра.

А сезон-2021/2022 завершится в Театре-Театре 15 июля мюзиклом «Винил» (12+).


Фото — Никита Чунтомов, Театр-Театр.