В июне рынок автокредитования продолжил постепенный рост после стремительного падения, зафиксированного по итогам марта 2022 года. По информации «Объединенного кредитного бюро», количество кредитов, выданных в Пермском крае для покупки автомобилей, выросло за месяц на 23 %, а их общий объем – на 22 %. Правда, если посмотреть шире, то ситуация выглядит отнюдь не оптимистично. По статистике «Национального бюро кредитных историй», в первом полугодии 2022 года в Прикамье было выдано автокредитов на 5,7 млрд рублей против 10,5 млрд рублей в первой половине прошлого года – меньше на 45,4 %.
В июне 2022 года в Пермском крае было выдано 767 автокредитов, месяцем ранее – 623. В то же время средний чек почти не изменился – около 1 млн рублей. Такие данные приводят в «Объединенном кредитном бюро».
Руководитель центра развития автобизнеса в Перми «Открытие Авто» Дарья Гусарова вспоминает, что начало 2022 года соответствовало прогнозам: ставки по автокредитам позволяли автолюбителям активно пользоваться этим инструментом для покупки машин, хотя рост цен сдерживал рынок. Зато в марте, когда проявились первые экономические последствия начала специальной военной операции и введенных санкций, автокредитование оказалось практически замороженным, поскольку ставки по автокредитам взлетели до 25-35 %. Цены на автомобили тоже резко подскочили, а продажи в итоге заметно упали.
«Первые признаки стабилизации появились в апреле. Сейчас рынок автокредитования продолжает восстанавливаться. Объем выданных в июне 2022 года автокредитов превысил показатели мая на 74 %. Результаты пока ниже, чем в феврале – тогда объем выдачи был на 44 % больше, и не дотягивают до прошлогодних значений аналогичного периода. Так, за первое полугодие 2021 года объем выдачи был почти на треть больше, чем за сопоставимый период этого года», – приводит данные компании Дарья Гусарова.
В «Открытии Авто» рассказывают, что средний чек по автокредиту в Пермском крае в 2022 году не намного выше, чем в прошлом – 657,4 тыс. рублей для автомобилей с пробегом и 1,3 млн рублей для новых. Интересно, что в апреле эти показатели почти сравнялись. Средний чек на подержанные машины тогда вырос до 813 тыс. рублей, а на новые упал до 882,3 тыс. рублей.
«На изменения суммы среднего чека влияют цены на автомобили и скоринговая политика банков. Цены постепенно стабилизируются, реагируя на историческое падение продаж. А банки, в свою очередь, тщательно оценивают заемщиков, одобряя кредиты только тем, кто может позволить себе кредит на большую сумму», – объясняет Дарья Гусарова.
Цены на автомобили, рассказывает директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова, в феврале-марте совершили скачок на фоне роста курсов валют, новостей от автопроизводителей о временной приостановке поставок в Россию и других негативных экономических и политических факторов. Начиная с конца апреля, наметилась некоторая стабилизация рынка.
«Ситуация меняется в зависимости от бренда. Если автомобили не в дефиците, то цена постепенно падает до сих пор. Если же автомобилей не хватает, то ценник остается на высоком уровне. В целом по рынку средний чек постепенно снижается», – уточняет Константин Бабиян, исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии».
В компании «Открытие Авто» говорят, что сейчас идет процесс постепенного восстановления рынка. Дарья Гусарова рассказывает, что оживление началось на фоне положительных макроэкономических сигналов.
«С апреля Центробанк пять раз подряд снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 8 %. Вслед за коррекцией ключевой ставки ко все более комфортным значениям приближаются и ставки по кредитам. В сочетании с трендом на стабилизацию цен на новые автомобили и снижением ценников на авто с пробегом растет количество выданных автокредитов», – поясняет Дарья Гусарова.
Константин Бабиян подтверждает – доля кредитов растет из месяца в месяц, начиная с марта. Пресс-служба «СберАвто» сообщает, что в 2022 году в Пермском крае доля машин, приобретенных в кредит с помощью сервиса, достигла 90 %.
В «Открытие Авто» считают, что драйвером дальнейшего рынка автокредитования будет сегмент подержанных авто, где цены уже вернулись к докризисным значениям. Доля автокредитов на них остается стабильно высокой. В компании рассказывают, что по итогам первого полугодия 2022 года она составила 87 % всех выданных кредитов, а за сопоставимый период прошлого года – 90 %.
«В связи с санкционным кризисом на авторынке мы наблюдаем смещение спроса с внешнего трейд-ин на внутренний – клиенты сдают свой автомобиль с пробегом в обмен на автомобиль с пробегом», – отмечает директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова.
В сегменте новых автомобилей цены сейчас тоже стабилизируются, но увеличению продаж препятствует дефицит машин в наличии, говорит Дарья Гусарова. Константин Бабиян отмечает, что ситуация сильно отличается в зависимости от бренда.
«Кто-то везет автомобили и запчасти без проблем, а кто-то прекратил в полном объеме и поставки, и поддержку сервиса. Исходя из этого автосалоны ведут себя по-разному: одни работают как раньше, другие занимаются параллельным импортом, пробуют новые схемы, строят новые логистические цепочки», – поясняет Константин Бабиян.
В «СберАвто» и «Открытие Авто» считают, что серьезным стимулом для увеличения спроса станет государственная программа льготного автокредитования, запущенная в июле. Скидка на автомобили российского производства по ней может достигать 20 %. Программа рассчитана на приобретающих автомобиль впервые, семьи с несовершеннолетними детьми, работников сферы образования или медицины, а также на тех, кто хочет сдать машину старше шести лет в трейд-ин. Руководитель центра развития автобизнеса в Перми «Открытие Авто» Дарья Гусарова считает, что в ближайшем будущем восстановление рынка автокредитования продолжится.
В то же время директор по развитию автохолдинга «Ключавто» предполагает, что возвращение к докризисным показателям в среднесрочной перспективе маловероятно.
«Сейчас довольно сложно предсказать дальнейшее развитие событий. Все игроки ищут выход из сложившейся ситуации, фокусируясь на продаже автомобилей с пробегом и переориентируясь на другие рынки», – говорит Юлия Овчинникова.
Исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии» Константин Бабиян подчеркивает, что все прогнозы сейчас зависят только от геополитических решений.
«Стоит отметить, что даже при завершении горячей стадии спецоперации санкции не исчезнут в один момент. Сложившаяся ситуация сохранится на довольно продолжительное время», – добавляет Константин Бабиян.