Автор: Кристина Суворова
МБУ «Институт территориального планирования» в концепции пространственного развития Перми раскритиковало транспортную реформу 2019-2020 годов. «Снижение объемов транспортной работы и изменение устоявшихся транспортных связей не способствовало повышению привлекательности общественного транспорта. Реформа не привела к сокращению времени поездки и появлению дополнительных преимуществ перед использованием индивидуального транспорта», – говорится в материалах к публичным слушаниям об изменении Генерального плана города.
В противовес этим минусам указано, что пассажирам стали доступны расширенное тарифное меню, бесплатные пересадки и безналичная оплата проезда. Бесплатных пересадок в Перми уже нет. Но здесь же стоит отметить, что за последнее время и изменения маршрутной сети, принятые на старте реформы, во многом «откатили» назад. Прямые связи, отсутствие которых вызывало больше всего жалоб пермяков, восстановили.
Авторы концепции опираются на исследование степени удовлетворенности пассажиров качеством общественного транспорта, проведенное в 2020 году. Цифры показывают, что положительных оценок больше, чем негативных. Но динамика показателя отрицательная.
В качестве плюса отмечено увеличение доли транспорта с низким полом за счет обновления подвижного состава. Но недостаток акцентирован сильнее. «Несмотря на активное привлечение дополнительных ресурсов из бюджетов вышестоящих уровней на модернизацию транспортной инфраструктуры, эксплуатационные показатели движения общественного транспорта остаются на крайне низком уровне. Средняя скорость движения автобусов составляет 18 км/ч, трамваев – 13 км/ч», – подчеркнуто в документе.
Отмечается, что изменения в отрасли были направлены на обеспечение баланса стоимости транспортной работы и территориальной доступности общественного транспорта. Реформа была запущена при губернаторе Максиме Решетникове.
По мнению специалистов МБУ «Институт территориального планирования», отрицательную динамику популярности общественного транспорта смогут изменить развиваемые в настоящее время направления. А именно – модернизация трамвайного комплекса; развитие линий наземного метро, обслуживаемых электропоездами «Ласточка»; требования к качеству транспортных средств и обслуживания на автобусных линиях; создание выделенных полос движения.
Комплексная модернизация трамвайной инфраструктуры планируется в рамках концессионного соглашения со структурой «Трансмашхолдинга». В части развития наземного метро есть движение к открытию маршрута в Закамск и продлению Краснокамского направления. Новые требования к качеству автобусов будут предъявлены на планируемых осенью аукционах на обслуживание той части маршрутов, которая еще не законтрактована на долгий срок. Последняя на сегодня выделенная полоса для автобусов организована на дороге Стахановская – Чкалова.
Проектом Генерального плана предусмотрено продление трамвайных линий на территории плотно населенных жилых районов – Садового, Паркового, Крохалева, Солдатова. Предполагается, что это позволит увеличить пассажиропоток и решить проблему загруженности улично-дорожной сети.
Дополняющая функция не означает, что автобусные маршруты надо сокращать. К приоритету рельсового транспорта в данном случае стоит относится как к некой градостроительной аксиоме. Применение ее на практике для транспортной отрасли означает, например, что при открытии новых автобусных маршрутов продолжат уходить от дублирования трамвайных направлений.
В целом, по мнению, экспертов транспортный раздел нового Генплана стал более лаконичным, чем в предыдущей редакции. Он во многом отсылает к другому документу – программе комплексного развития транспортной инфраструктуры. Срок действия ПКРТИ Перми истекает в этом году. Подробностей о конкретных объектах и локальных мероприятиях (организация выделенных полос, обеспечение пешей доступности до остановок и т.д.) в новой версии программы будет больше.
В обосновывающих мероприятиях к новой редакции Генплана выделено несколько направлений развития трамвайной сети:
Авторы Генплана считают, что продление линий в центры жилых районов станет, с одной стороны, наиболее устойчивым решением проблемы загруженности улично-дорожной сети. С другой – позволит уплотнить застройку без ущерба для функционирования транспортной системы.
Трамвайные пути на ул. Крисанова и в микрорайоне Парковом относятся к первой очереди реализации Генплана (до 2028 года), остальные – ко второй (до 2034 года). В качестве перспективного направления в материалах упомянуто строительство линий на территории старой Мотовилихи и промузла Рязанский – в случае формирования планов по их преобразованию.
Разработчики выделяют рельсовый транспорт как основу транспортной сети, а автобусы – как дополняющую сеть. Сейчас подавляющий объем перевозок, напротив, обеспечивают автобусы.
Дополняющая функция не означает, что автобусные маршруты надо сокращать. К приоритету рельсового транспорта в данном случае стоит относится как к некой градостроительной аксиоме. Применение ее на практике для транспортной отрасли означает, например, что при открытии новых автобусных маршрутов продолжат уходить от дублирования трамвайных направлений.
В целом, по мнению, экспертов транспортный раздел нового Генплана стал более лаконичным, чем в предыдущей редакции. Он во многом отсылает к другому документу – программе комплексного развития транспортной инфраструктуры. Срок действия ПКРТИ Перми истекает в этом году. Подробностей о конкретных объектах и локальных мероприятиях (организация выделенных полос, обеспечение пешей доступности до остановок и т.д.) в новой версии программы будет больше.
Схемы: проект Генплана Перми.