Автор: Яна Купрацевич
Краевое управление автомобильных дорог и транспорта обратилось в Пермское УФАС с жалобой на рост цен на щебень. Как пояснили Business Class в министерстве транспорта региона, претензия связана с ежегодным ростом цен на строительные материалы. «Заявление подано в том числе и для того, чтобы не допустить существенного удорожания стоимости работ», – объяснили в ведомстве.
Ранее о том, что краевое управление подало жалобу, на пресс-конференции сообщил заместитель руководителя Пермского Управления ФАС Дмитрий Шилов. Он уточнил, что заявление находится в работе, предварительных выводов по нему пока нет.
По данным ФАС, в среднем по России, рост цен на щебень с июня 2021 года по июнь 2022 года составил 28 %. Темпы роста отличаются в зависимости от региона, наибольшее увеличение зафиксировано в Казани и Санкт-Петербурге, пишет «Парламентская газета». Производители щебня основными причинами удорожания материала называют изменение правоприменительной практики налоговыми органами в части исчисления налога на добычу полезных ископаемых и выросшие затраты на транспортировку, буровзрывные работы, комплектующие и расходные материалы на обслуживание производства. Такие причины озвучила замруководителя ФАС Нелли Галимханова на расширенном заседании комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Колер не сошелся. В Перми власти массово судятся с собственниками НТОЗаместитель директора по строительству «ТехДорГрупп» Максим Ябс рассказал, что к сезонному росту цен добавились глобальные причины. «На производстве щебня оборудование импортное, запчасти также используются заграничные. Из-за событий февраля логистические цепочки удлинились, соответственно, и цена увеличилась. К тому же подорожали транспортные услуги, и если покупать щебень не на карьере, а в Перми, то это обойдется дороже», – объяснил г-н Ябс. По его словам, компания сейчас докупает щебень к основной поставке зимой. На данный момент удорожание составляет порядка 30 %, а предыдущая партия практически израсходована.
Алексей Чикунов, председатель совета директоров ООО «СК «Химспецстрой», отметил рост цен на все стройматериалы в пределах от 10 до 30 %. Сейчас в регионе реализуются крупные стройки, спрос на стройматериалы увеличился. «Взрывную» потребность в них имеющиеся запасы и не покрывают. «Я 30 лет в дорожном строительстве, за это время были моменты, когда производители щебня сами уговаривали подрядчиков покупать товар, предлагали скидки и отсрочки. Еще зимой при закупке щебня мы пользовались отсрочкой, сейчас при таком высоком спросе и работе на пределе никаких акций нет», – сетовал Алексей Чикунов. Кроме того, г-н Чикунов указал, что геополитическая ситуация тоже сыграла роль: «Импортное оборудование на конвейерах может достигать 90 %.»
Несмотря на сложности и удорожание щебня, эксперты не прогнозируют его дефицит.
Еще в прошлом году Правительство РФ дало возможность строительным подрядчикам обращаться к заказчику с просьбой о компенсации затрат по контракту в связи с ростом стоимости материалов. «Понятно, что если средства заказчика позволяют, то затраты будут компенсированы. В целом все это – риск подрядчика. Но, думаю, в этом плане должны найти золотую середину», – уверен Алексей Чикунов.
Отметим, что сейчас краевые власти разыгрывают крупные подряды на содержание региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Контракты планируется заключить в 2022 году на два и три года. Общая начальная сумма контрактов оценивается в 8,8 млрд рублей.
Всего сформировано семь лотов. В первый, стоимостью 1,43 млрд рублей, вошли участки дорог Кунгур – Соликамск, Пермь – Березники, Соликамск – Красновишерск, Губдор – Чердынь, Коса – Соликамск, Ощепково – Никино, Кунгур – Соликамск – Усолье, Красный берег – Золотанка, Коса – Мараты, Кудымкар – Усолье, Юксеево – Коса, Пермь – Березники – Добрянка, Обход Соликамска, Чертеж – Тюлькино – Вильва, Усолье – Орел, Чердынь – Ныроб. В общей сложности 880 км автодорог. В лот № 2 (1,23 млрд рублей) включены другие участки трасс, что и в лоте № 1. Их общая протяженность составляет 880 км.
Отбор подрядчика для расширения трассы Пермь – Екатеринбург объявлен повторноВ лотах № 3 (1,44 млрд рублей) и № 4 (1,23 млрд рублей) содержатся участки дорог Голдыри – Орда – Октябрьский, Кукуштан – Чайковский, Оса – Чернушка, Чернушка – Тюш, Болгары – Юго-Камский – Крылово, Барда – Куеда, Михино – Уинское, Уинское – Деменево, Чернушка – Куеда, Кукуштан – Чайковский – Камбарка, Куеда – Аксаитово, Куземьярово – Акбаш, Кукуштан – Чайковский – Елово, Куеда – Янаул, Обходы Куеды, Чайковского и Чернушки. Общая протяженность – более 1,8 тыс. км.
В лот № 6 (1,45 млрд рублей) попали участки дорог Кунгур – Соликамск, Кунгур – Соликамск – Горнозаводск, подъезд к Усть-Кишерти, Полазна – Чусовой, Усть-Кишерть – Суксун, Горнозаводск – граница Свердловской области, несколько дорог, ведущих с трассы Пермь – Екатеринбург до Белой горы, Лысьва – Кормовища – Кын, обход Чусового. Общая протяженность – 528 км.
В лот № 7 (1,44 млрд рублей) собраны участки дорог Дыбки – Таборы – Оханск, Большая Соснова – Частые, Очер – Верещагино – Сива, Пермь – Ильинский, Карагай – Вознесенское, Нытва – Григорьевское – Ильинский, Оханск – Большая Соснова, Частые – граница Удмуртии, Очер – Осиновка, Сретенское – Рождественск, Острожка – Пихтовка, подъезд к Большой Соснове, Ильинский – Чермоз, Карашай – Рождественск, Нытва – Воробьи, Шлыки – Пихтовка. Общая протяженность дорог – 689,5 км.
Стоимость лота № 5 оценена в 812 млн рублей. Техзадание в конкурсной документации на портале Госзакупок пока отсутствует.
Кроме того, три закупки касаются содержания мостов, эстакад и путепроводов на региональных дорогах в 2022-2025 годах. Совокупная начальная стоимость составляет 580 млн рублей.
Алексей Чикунов отметил, что стоимость контрактов на содержание региональных дорог адекватна существующему положению на рынке. «Но никто не может сейчас прогнозировать, что произойдет через год или два. Например, при розыгрыше предыдущих контрактов цена была твердой, но к завершению договора цены выросли, и оплата получилось уже заниженной», – проанализировал эксперт. При этом, по его словам, сокращать сроки контрактации тоже не выгодно: подрядчики вкладываются в технику и за более короткий срок просто не окупят инвестиции.
Отметим, что во время прямого эфира в июне глава Перми Алексей Дёмкин уже заявлял о необходимости дофинансирования контрактов с дорожными подрядчиками, работающими в городе. По его словам, многие подрядчики закончили прошлый год с убытком, и, если не увеличивать стоимость подрядов, многие компании могут обанкротиться.