На пермском рыке такси сложилась непростая ситуация. Рост цен на новые автомобили и запчасти, а также подорожание страховок и сложности в их оформлении привели к тому, что таксопарки отказываются от получения новых лицензий и аннулируют имеющиеся. По данным краевого Минтранса, на конец января 2020 года в регионе действовало 10,7 тысячи разрешений, а к середине июля 2022 года их число сократилось в два раза – до 5,3 тысячи. Больше половины из них получены в Удмуртии. Инициативная группа владельцев таксопарков обратилась в ведомство с просьбой рассмотреть возможность субсидирования для обновления подвижного состава с действующими разрешениями, а также на страхование автомобилей ОСАГО и покупку запчастей. В краевом Минтрансе предложили представить экономические расчеты.
Совещание по проблемным вопросам такси состоялось в августе в Минтрансе Пермского края. Перевозчики просили отменить требование к цвету кузова такси, которое вступает в силу с 1 сентября, или рассмотреть возможность введения регионального субсидирования по аналогии с Москвой. В Общественном совете по развитию такси считают, что исправить ситуацию с сокращением количества легальных перевозчиков позволит снятие излишних административных барьеров и поддержка бизнеса такси со стороны государства.
«К сожалению, министерство намерено оставить цвет для такси. Мы прогнозируем, что на фоне санкционного давления, приостановки деятельности автопроизводителей и роста цен на автомобили данное решение послужит дополнительной причиной для увеличения числа нелегальных перевозчиков в Пермском крае. То, что водители такси сдают разрешения или не смогут его получить из-за цвета, не значит, что они оставят работу, – они будут «бомбить» вдоль дорог и на вокзалах. Отличить их от легальных будет сложно, и именно в этом направлении необходимо концентрировать усилия по контролю рынка. Хочется отметить, что в возможности субсидирования таксомоторных перевозок в министерстве не отказали и попросили перевозчиков представить экономические расчеты. В ближайшее время планируется их подготовить», – прокомментировала Екатерина Киселева, руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси.
Представитель пермских таксопарков «Леверна» и «Навигатор» Андрей Петров рассказал, что на сегодняшний день стоимость нового автомобиля составляет от 1 до 2 млн рублей, а ежемесячные платежи по лизингу – 50-80 тысяч рублей. Страхование ОСАГО на такси обойдется в 50-60 тысяч рублей, КАСКО – от 30 тысяч рублей. Запчасти и масла выросли в цене практически в два раза. «Мы обновили несколько машин в прошлом году, они еще смогут нормально отъездить года два-три, а потом придется постоянно вкладывать деньги в их ремонт. Это может привести к тому, что к клиентам будут приезжать старые автомобили, на которых небезопасно ездить», – посетовал он.
Зоологические часы. Что происходит на стройплощадке нового зоопарка в Перми«Региональный закон о едином цветовом решении ушел на второй план, сейчас перед таксопарками стоит вопрос: «Как бы выжить?». Они работают только для того, чтобы закрыть свои долговые обязательства: лизинг и кредиты. Отсутствует возможность обновление авто, так как полное ОСАГО дорогое, у большинства таксопарков нет на это необходимых финансовых ресурсов. Стоит выбор: или закрывать бизнес, или работать, как есть. Многие аннулируют лицензии, потому что не могут себе это позволить», – поделился владелец одного из пермских таксопарков Иван.
Участники рынка добавляют, что необходимо поднимать цены на проезд, но в этом случае будет недовольно население. Владельцы таксопарков надеются на перемены после принятия Федерального закона «О такси», который находится на рассмотрении в Госдуме и прошел первое чтение. Агрегаторов обяжут нести ответственность за предоставление заказов водителям без разрешения на перевозку пассажиров. Это может привести к уменьшению числа такси на линии.
«По ценовому регулированию таксопарки не будут зависеть от «Яндекса», который является монополистом. Он установил стоимость подачи авто в 60 рублей, а остальное его не волнует. Нужны гарантии, чтобы после увеличения тарифов власти ограничили количество работающих автомобилей в Перми – только по разрешениям, выданных Минтрансом. Останутся те, кто действительно хочет работать и платить налоги. Сейчас машины с лицензией и без приносят одинаковое количество денег, но с разрешением мы несем дополнительные затраты, это невыгодно. Мне проще заплатить штраф за отсутствие разрешения. Нет приоритетного положения у автомобилей с лицензией, если бы оно было, то все постепенно стали бы их получать», – считает Иван.
Он высказал мнение, что нужно проводить общее собрание собственников таксопарков для обсуждения нового закона и возможного субсидирования. «Таксопарки готовы идти навстречу и сотрудничать, но нам нужна помощь. Судя по тому, как развивается ситуация, скорее, мы подождем еще какое-то время, и если ничего не изменится, будем менять сферу деятельности», – добавил он.
Одной из статей дохода таксопарков является подключение новых водителей, но и здесь обороты компаний, по словам бизнесменов, за год упали примерно на 65 %. Ранее в Москве суд запретил «Яндексу» напрямую работать с самозанятыми водителями без открытия ИП, но в регионах они продолжают перевозить пассажиров. Подключение через таксопарки дало бы им дополнительный доход, а компании в свою очередь контролировали бы таких водителей. Сейчас этого не происходит.