Площадка в центре Перми – бывший Товарный двор по ул. Локомотивной, 18 – место, с которым связано сразу несколько больших проектов краевых властей. Это строительство универсальной спортивной арены на 10,5 мест, создание транспортно-пересадочного узла и прокладка магистральной улицы Строителей.
Возведение арены может начаться уже в сентябре. Дать старт проекту готовы даже без мер федеральной поддержки. Об этом заявил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин в разговоре с корреспондентом ТАСС на Восточном экономическом форуме. Он отметил, что сейчас завершается процесс обсуждения с банками по финансированию.
Стоимость объекта оценена примерно в 19 млрд рублей. Реализовать проект собираются в формате государственно-частного партнерства. Концессионная инициатива поступила от ООО «Пермь-Арена», учредителем которого является Фонд развития Пермского края.
Из протокола заседания межведомственной комиссии, на котором 28 июля рассматривалось предложение, следует, что концессионер намерен привлечь заемные средства – например, в АО «Дом.РФ». Там же указано, что проектом соглашения предусмотрено предоставление капитального гранта из бюджета.
Затраты на стадии эксплуатации (в 2025-2040 годах) прописаны в размере 33 млрд рублей. В документе говорится, что их планируется покрыть частично за счет коммерческой выручки (4,9 млрд рублей), а в остальном – за счет бюджета (инвестиционный платеж 25 млрд рублей и эксплуатационный платеж 3,1 млрд рублей). Цифры указаны в замечании краевого Министерства финансов, где обратили внимание, что в бюджете расходы на эти цели не заложены.
Приведенные в протоколе параметры могли измениться в ходе дальнейшего обсуждения. Так, в августе министр физической культуры и спорта Пермского края Татьяна Чеснокова поясняла Business Class, что на условия соглашения влияют переговоры с компаниями-инвесторами в части финансирования внебюджетной части проекта и необходимость учесть средства бюджета Пермского края на его реализацию. В частности, обсуждались возможные корректировки в связи со снижением ключевой ставки Центробанка.
Переговоры подошли к завершению синхронно с окончанием очередного витка судебных разбирательств вокруг выкупа Товарного двора за 800 млн рублей. На минувшей неделе опубликована мотивировочная часть решения суда. Истцом выступала прокуратура Пермского края, требовала признать ничтожной сделку между РЖД и региональным управлением автодорог. В этой части суд поддержал надзорный орган.
В решении говорится о признаках притворности сделки – ее предметом были здания, которые впоследствии были снесены, а истинной целью покупки являлось приобретение права на земельные участки.
В удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки и взыскании денег с РЖД суд отказал. Это мотивировано выводами судебной экспертизы. Специалисты указали, что в случае изъятия земельных участков в установленном порядке затраты были бы равны сумме, которая уплачена по договору купли-продажи. Таким образом, деньги остались у РЖД, а земля у края.
Сейчас начинается процесс об изъятии участка, примыкающего к тем, что оформлены в собственность региона. Иск об урегулировании разногласий подан предпринимателем Сергеем Бородиным. Ему принадлежат объекты на участке по ул. Локомотивной, 16аа площадью 1193 кв. м. На нем зарегистрированы здание автомойки, два складских помещения и объекты инфраструктуры – канализация, водопровод, газопровод.
Участок по ул. Локомотивной, 16аа был указан в списке площадок, которые попали в границы планировки территории для создания транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II. Эта документация утверждена в сентябре 2019 года.
Ответчиками по иску выступают Министерство транспорта Пермского края и КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта». По делу назначена экспертиза. Специалистам предстоит определить рыночную стоимость спорного участка, а также посчитать размер убытков, причиненных изъятием земли и расположенных на ней объектов, и оценить упущенную выгоду.
Экспертиза поручена специалистам ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита». Это организация предложена не сторонами, а на основании запросов, которые суд делал самостоятельно. Планируется, что заключение будет получено в октябре. Производство по делу приостановлено.
Помимо строительства спортивной арены на Товарном дворе в сентябре планируется начать работы по прокладке третьего участка улицы Строителей – от ул. Папанинцев до площади Гайдара. Недавно определен подрядчик – АО «УРАЛМОСТОСТРОЙ». Цена контракта составила 5,4 млрд рублей.
Участок станет продолжением трассы, идущей от ул. Куфонина, и тоже будет иметь четыре основные полосы движения. Пересечение ул. Строителей с ул. Локомотивной запроектировано в разных уровнях – новую магистраль поднимут на мостовой переход.
В районе Перми II c ул. Строителей предусмотрен съезд к будущему транспортно-пересадочному узлу. По этому объекту начало работ запланировано на 2023 год. Ранее на пресс-конференции глава Прикамья Дмитрий Махонин рассказал, что проект обеспечен финансированием. Средства предусмотрены в инвестиционной программе РЖД.
Создание ТПУ предполагает реконструкцию действующего здания вокзала, а также строительство автобусного терминала. Он заменит автовокзал в центре Перми. Проект также включает в себя обустройство высоких пассажирских платформ.
Строительством займется компания «РЖД». Сейчас она же ведет проектирование, завершение этой стадии ожидается в 2022 году. «Возведение нового автотерминала со стороны улицы Барамзиной (в результате реконструкции она станет частью ул. Строителей – «bc») планируется начать ко второму кварталу 2023 года. Завершение работ на объекте – в 2025 году», – сообщили представители краевого Минтранса, отвечая на вопрос пользователя в социальной сети.
Изображения: Министерство транспорта Пермского края.