В пермских торговых центрах практически не заметили влияния объявленной частичной мобилизации. По словам представителей отрасли, после 21 сентября заметного спада посещаемости ТЦ не произошло: среди прочего, этому способствовали родственники мобилизованных, закупающие одежду, снаряжение и лекарства. Тем не менее, сохраняется продолжительная негативная тенденция – из-за снижения платежеспособности люди все меньше приходят в торговые центры и совершают покупки.
Директор УК «Столица» Константин Копытов обращает внимание, что ситуация с посещаемостью может сильно отличаться от объекта к объекту. «Если сравнивать нынешнюю ситуацию с весной текущего года – у нас есть небольшой рост, ситуация выровнялась. Если сравнить сентябрь 2022 года и сентябрь 2021 года, будет заметно снижение посещаемости на 7,5%, несмотря на то, что в прошлом году сильное влияние оказывал коронавирус», – делится он.
По словам Константина Копытова, в последней декаде сентября был спад посещаемости по отношению к началу месяца, но он начался еще за пару дней до объявления частичной мобилизации. Директор УК «Столица» не видит здесь прямой связи и считает, что рано говорить о последствиях призыва резервистов.
«Возможно, он скажется на октябрьских показателях, но незначительно. Сейчас, наоборот, люди вынуждены были идти в магазины, искать снаряжение и все необходимое», – предполагает он.
Исполнительный директор ТРЦ «Планета» Евгений Каштанов также рассказывает, что еженедельная динамика после 21 сентября не выходила за пределы нормы для этого периода года. По его информации, в сравнении с неделей с 12 по 18 сентября трафик с 19 по 25 сентября снизился на 4,11% в будние дни, а в выходные дни остался на прежнем уровне. С 26 сентября по 2 октября уровень трафика был только на 0,52% меньше, а с 3 по 9 октября уже на 4,78% больше, чем на неделе 12-18 сентября.
«По нашим данным, события 21 сентября не повлияли на посещаемость торгового центра. Незначительные колебания в пределах нескольких процентов от недели к неделе происходят всегда и зависят от многих факторов – сезона, погоды, мероприятий, которые проходят в ТРЦ», – поясняет Евгений Каштанов.
Елена Денисова, генеральный директор УК «Труменс-Групп», тоже не отмечает серьезного падения посещаемости торговых центров после объявления частичной мобилизации.
«Да, произошел отток мужского молодого платежеспособного населения, но в то же время родственники мобилизованных активно закупают различные вещи. Поэтому по ряду товарных групп продажи выросли: например, мужская теплая одежда и обувь, лекарства. Скорее всего, эти явления компенсируют друг друга», – рассуждает Елена Денисова.
Она отмечает, что падение посещаемости скорее ощущают на себе предприятия общественного питания и спортзалы – то, что составляло повседневную жизнь платежеспособного мужчины.
Константин Копытов говорит, что люди продолжают посещать торговые центры: «Люди привыкают ко всему, даже сейчас. Они все равно приходят в ТЦ, где гуляют, встречаются, общаются, но продажи падают – покупательская способность «развалилась».
Елена Денисова дополняет: тенденция к общему спаду посещаемости наблюдается давно. Это связано со снижением платежеспособности населения. «Весной цены заметно выросли, а зарплата столь же сильно не увеличилась – отсюда и снижение покупательского спроса. Нисходящая тенденция сохраняется, исключением стал короткий период подготовки детей к школе. Сейчас ситуацию уравновешивает и смена сезона – люди, например, покупают зимнюю одежду. Помимо этого почему-то выросли продажи бытовой техники и электроники», – рассказывает она. Положительное влияние смены сезонов на торговлю отмечает и Евгений Каштанов – продажи в ТРЦ «Планета» выросли, поскольку гости активно готовятся к зимнему сезону.
Все магазины по-разному стараются справиться с падением трафика, объясняет Елена Денисова. Часть из них заполняет торговые площади другими сегментами: медицина, красота, развлечения. Магазины также уходят в более дешевые ценовые сегменты – получают распространение дискаунтеры в сегментах одежды или продовольствия, появляются дешевая электроника и, например, китайские автомобили.
«Потребители не хотят покупать меньше, чем раньше, поэтому экономят на качестве. Но выручка магазинов при этом, конечно, все равно снижается. Из ритейла уходит средний сегмент – остаются или дискаунтеры, или «лакшери». Крупным торговым центрам становится тяжелее, с точки зрения поддержания трафика», – говорит Елена Денисова.
Происходящее не может не сказаться на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости, считает Константин Копытов. Он отмечает, что под частичную мобилизацию попадают и покупатели, и сотрудники магазинов, что сказывается на состоянии отрасли торговли. Влияет на него и общее состояние экономики.
«Торговля замедляется, падает товарооборот, покупатели переходят на потребление более узких товарных групп. Удержать тех арендаторов, кто хочет работать, сейчас часто можно только снижением ставок. Удешевление аренды тянет за собой снижение стоимости квадратного метра. Косвенные затраты, налоги и эксплуатационные платежи, рост тарифов усложняют ситуацию – активы становятся менее привлекательными», – поясняет Константин Копытов.
В то же время Елена Денисова отмечает, что спрос на покупку любой недвижимости сохраняется – она остается практически единственным стабильным и понятным способом инвестирования денег.
Она обращает внимание: «Предложение по коммерческой недвижимости, наоборот, сократилось – продавать ее сейчас нет смысла. Недорогие помещения с надежным арендатором найти сложно – они часто вообще не появляются на площадках для объявлений в интернете».
По словам Елены Денисовой, цены на покупку коммерческой недвижимости сейчас не снижаются, кроме случаев срочной продажи. Поторопиться может вынудить невозможность обслуживать кредит, если недвижимость находится в залоге у банка, или нехватка средств на содержание и эксплуатацию объекта из-за снижения доходов. «Правда, пока таких случаев в большом количестве не наблюдается», – добавляет она.