В Пермском музее современного искусства PERMM с 28 сентября по 20 ноября проходят две выставки «Следуя (по) муравьиной тропе» (12+) Сергея Деникина и «Это другое» (18+) Вадима Михайлова.
На первом этаже музея представлены инсталляции Сергея Деникина. При входе в зал зрителя окружает белое пространство с движущимися ветками деревьев и видеосюжетами. Слева посетители видят большой белый стол, из отверстий стеклянной столешницы словно прорастают полевые цветы. Напротив стола – еще одна композиция, занимающая центральную часть зала: большое дерево, окруженное белым забором. Эта инсталляция вырастает из воспоминаний детства, которое прошло в Перми.
«У каждого человека есть свой собственный детский опыт. Он может выражаться в попытке проследить, куда движется обнаруженная среди городского асфальта колонна муравьев, или в трагическом воспоминании об умершей домашней канарейке, которую надо похоронить со всеми доступными почестями и ритуалами. Из таких «мелочей», требующих личного решения, и вырастает характер, личность и мировоззрение будущего взрослого человека», – объясняет экскурсовод.
Выставка не ограждена предупреждающими знаками, поэтому каждый желающий может потрогать ветки, поиграть с фонарем над блестящими буквами, стать частью выставки и составить исключительно собственное впечатление от увиденного.
Вторая выставка полностью отличается от первой. Из белого, не тяготящего пространства зритель погружается в полный мрак. Выставка «Это другое» (18+) Вадима Михайлова представляет собой мрачный лабиринт, приглашающий зрителя заглянуть в «шкафы-порталы» и проникнуть через них в мир потустороннего. Здесь преобладают красный и черный цвета, символизирующие ад. Посетители встретятся с героями, изображенными на обломках мебели и старой одежде. Выставка Михайлова не только мистическая, но и саркастичная. Например, инсталляция с вывернутой наизнанку рабочей курткой с надписью «За какие заслуги?» призвана показать изнаночную сторону профессиональной деятельности. Жуткие существа вдруг оборачиваются нелепыми и открывают зрителю свою беззащитность. В этом же ключе выполнена и центральная инсталляция с игрушечными солдатиками и фигурками Hello Kitty, помещенными в глубокий ящик с лампочками. В одних произведениях автора юмор заложен в изображении, а в других – в тегах, написанных вокруг, вызывающих улыбку или горькую усмешку, например, «Тесно», Nevermore, «Москва-сито», «Превозмог» или «Невыносимо».