Автор: Кристина Суворова
Администрация Перми проводит отбор перевозчиков, которые будут обслуживать автобусные маршруты с 1 декабря 2022 года в течение пяти лет. На торги выставлены 27 направлений, сформировано 22 лота. Это последняя часть рынка городских перевозок, где объемы работы еще не закреплены на долгосрочной основе.
На момент подготовки материала подведены итоги шестнадцати закупок, из них десять не состоялись из-за отсутствия заявок. В четырех случаях был только один претендент – ООО «Дизель». МКУ «Гортранс» заключает с компанией контракты на обслуживание маршрутов № 7, 12, 39, 41, 54 и 58 на общую сумму порядка 1 млрд рублей. «Дизель» и сейчас работает на большинстве этих маршрутов по коротким либо трехлетним договорам. Только на автобусе № 58 перевозчик другой – Сергей Аристов.
Известные результаты аукционов касаются в основном направлений, по которым курсирует техника малого и среднего класса.
Среди факторов, повлиявших на результаты, стоит выделить требование к опыту подрядчика. Согласно норме, установленной на федеральном уровне, необходимо иметь исполненные контракты на сумму не менее 20% от объема закупки. Вероятно, «Дизелю» пригодился опыт работы по коротким договорам, действие которых уже завершилось. У компании таких больше, чем у остальных перевозчиков.
Маршруты, на обслуживание которых не поступило заявок, будут обслуживать по краткосрочным контрактам до проведения следующих торгов.
Средняя стоимость предложенного на новых аукционах контракта составляет 359 млн рублей, а общий объем выделенных средств – почти 7,9 млрд рублей. Аукционы объявлены повторно. По сравнению с первым разом (процедуры были запущены в апреле 2022 года) отклонения в разрезе лотов и маршрутов разнонаправленные. В большинстве случаев цена выросла, но есть корректировки и в меньшую сторону.
В плане компоновки маршрутов можно отметить появление крупного лота стоимостью гораздо выше средней – почти 860 млн рублей. Он объединил автобусы № 8, 62 и 63. Первоначально предполагалось, что каждый из них будет обслуживаться в рамках отдельного контракта. На этот лот поступила одна заявка, от МУП «Пермгорэлектротранс». На муниципальном предприятии ожидают поставку новых автобусов на льготных условиях по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Этот перевозчик также получит контракт на обслуживание маршрута № 30.
Кроме того, второй круг конкурсных процедур отличается отсутствием в лотах маршрута № 78 «Микрорайон Кислотные Дачи – ПНИПУ». Его судьба еще окончательно не решена.
лот | маршрут | начальная (максимальная) цена контракта | количество транспортных средств | класс транспортного средства | победитель |
1 | № 30 «Микрорайон Парковый – микрорайон Садовый» | 431 557 330 | 15 | большой | МУП «Пермгорэлектротранс» |
2 | № 68 «Станция Пермь-II - микрорайон Садовый» | 540 523 884 | 16 | большой | |
4 | № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» | 529 639 581 | 18 | большой | |
6 | № 8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» | 859 594 366 | 6 | большой | МУП «Пермгорэлектротранс» |
№ 62 «Улица Милиционера Власова – микрорайон Крохалева» | 8 | большой | |||
№ 63 «Микрорайон Крохалева - площадь Дружбы» | 6 | большой | |||
7 | № 13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь» | 358 132 008 | 10 | большой | |
8 | № 47 «Мачтобаза – Порт Пермь – микрорайон Нагорный» | 431 150 471 | 13 | большой | |
9 | № 40 «Станция Пермь-II - микрорайон Нагорный - Автопарк» | 216 503 950 | 8 | большой | нет заявок |
11 | № 18 «Пермский военный институт – площадь Дружбы» | 407 280 142 | 15 | большой | нет заявок |
№ 46 «Пермский академический Театр-Театр - Северное кладбище» (работа с 24.04.2023), сезонный | 2 | большой | |||
12 | № 73 «Микрорайон Январский – микрорайон Заозерье» | 459 076 424 | 14 | большой | нет заявок |
13 | № 5 «Комсомольская площадь – НПО «Биомед» – микрорайон Голый Мыс» | 235 636 465 | 6 | средний | |
№ 25 «Микрорайон Ново-Бродовский – Комсомольская площадь» | 3 | средний | |||
14 | № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» | 246 899 768 | 8 | средний | нет заявок |
16 | № 38 «Микрорайон Запруд-2 – микрорайон Гарцы – улица Ушинского» | 299 860 515 | 4 | средний | нет заявок |
№ 75 «Микрорайон Соболи – площадь Дружбы» | 6 | средний | |||
17 | № 7 «Микрорайон Верхняя Курья - улица Попова» | 285 652 322 | 3 | средний | ООО «Дизель» |
№ 12 «Дворец культуры имени Гагарина – ОАО «Пермский завод силикатных панелей» | 5 | средний | |||
18 | № 41 «ПНИПУ - Студенческий городок» | 272 390 338 | 8 | средний | ООО «Дизель» |
№ 39 «Микрорайон Оборино – Ласьвинские хутора» | 2 | средний | |||
19 | № 54 «Улица Мильчакова – станция Пермь-II – микрорайон Хмели» | 226 109 686 | 8 | средний | ООО «Дизель» |
20 | № 28 «Проспект Декабристов – улица Милиционера Власова» | 250 643 440 | 4 | средний | нет заявок |
№ 29 «Улица Милиционера Власова – проспект Декабристов» | 4 | средний | |||
21 | № 44 «Микрорайон Нижняя Мостовая – микрорайон Кислотные дачи – микрорайон Камский» | 457 657 495 | 15 | средний | |
22 | № 48 «Чусовской водозабор - микрорайон Январский» | 337 446 596 | 3 | средний | нет заявок |
№ 49 «Микрорайон Заозерье – станция Пермь-II» | 5 | средний | |||
24 | № 58 «Микрорайон Васильевка - микрорайон Вышка-1» | 232 723 259 | 7 | средний | ООО «Дизель» |
25 | № 9 «Микрорайон Хмели - микрорайон Нагорный - Субботино» | 208 813 458 | 1 | средний | нет заявок |
№ 35 «Пермский академический Театр-Театр – Пермский электромеханический завод» | 2 | средний | |||
№ 46 «Пермский академический Театр-Театр - Северное кладбище» (работа с 24.04.2023) | 1 | малый | |||
№ 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» | 9 | малый | |||
26 | № 22 «Микрорайон Васильевка - Пермский военный институт» | 198 240 453 | 7 | малый | нет заявок |
№ 23 «Банная гора – деревня Голованово» | 2 | малый | |||
28 | № 26 «Микрорайон Центральная усадьба - улица Ушинского - микрорайон Крольчатник» | 414 143 821 | 9 | малый | нет заявок |
№ 69 «Микрорайон Ива - улица Грачева (кольцевой) | 5 | малый | |||
№ 70 «Улица Грачева – микрорайон Ива (кольцевой)» | 5 | малый |
Для работы с 1 декабря 2022 года подрядчикам необходимы автобусы, которые начали эксплуатироваться не раньше 1 января 2019 года. В дальнейшем их необходимо заменять по мере достижения семилетнего возраста. Сейчас на маршрутах, где действуют короткие договоры, допускается техника до десяти лет.
По условиям аукционов транспорт должен быть оснащен кондиционерами, медиапанелями и видеонаблюдением. Обязательно наличие системы учета пассажиропотока. В части сбора платы за проезд у перевозчика есть выбор – установить стационарные валидаторы, либо организовать работу кондукторов.
Директор ООО «Дизель» Андрей Биневский обратил внимание на пункт в аукционной документации, где говорится: «При расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) принимается в расчет пробег по маршруту в соответствии с расписанием. Однако на основании приказа начальника департамента транспорта принято решение об уменьшении планируемого пробега и определении НМЦК, соответствующей бюджетным ассигнованиям».
По словам перевозчика, пробег автобусов и стоимость контрактов таким образом снижаются примерно на треть. «Как планируется избежать увеличение времени ожидания транспорта для пассажиров и перегруженности автобусов при таком подходе?» – поинтересовался он, выступая на круглом столе, где обсуждались итоги транспортной реформы.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин прокомментировал ситуацию.
«Мы не закрываем маршруты, не режем кардинально объемы транспортной работы. На входе в бюджетный цикл у нас нет достаточных лимитов, чтобы обеспечить финансированием весь этот объем сразу. Этот момент отрегулирован внутри «тела» контрактов. По ходу исполнения бюджета и изыскания средств пробег будет доводиться до показателей, предусмотренных расписанием», – пояснил он.
В новой экономической реальности власти готовы поддерживать перевозчиков, в том числе менять ряд условий действующих контрактов, если это необходимо. Об этом рассказал начальник МКУ «Гортранс» Вадим Паньков.
Он отметил, что контрактами изначально предусмотрена индексация – в пределах инфляционных ожиданий и с учетом имеющихся индексов цен. Однако в действительности рост цен оказался куда существеннее, чем прогнозировалось. Так, в контракты 2020 года заложено удорожание запчастей на 15%, а фактически в 2022 году оно достигло 113%. По автошинам ожидаемое увеличение – 15%, а реальное – 39%; по горюче-смазочным материалам – 10,3% и 93% соответственно; по топливу – 10,3% и 16,8%.
Стоимость новых автобусов выросла на 38%, а ожидалось увеличение на 15%. А они нужны перевозчикам не только в случае участия в новых аукционах, но и для планомерной замены техники, что предусмотрена действующими соглашениями.
На федеральном уровне дана законодательная возможность внести изменения в существенные условия контракта, если того требуют внешние обстоятельства. Это делается в заявительном порядке. Ряд перевозчиков уже направили заказчику свои предложения.
Вадим Паньков выделил из них те, которые могут быть реализованы без ущерба качеству услуги и повышения ее стоимости. Это снижение обязательной доли транспортных средств, работающих на газе; уменьшение размера обеспечения контракта; сокращение размера штрафных санкций.
Начальник МКУ «Гортранс» отметил, что в новой аукционной документации уже установлено минимальное обеспечение – 0,5% (вместо 2-3%, как это было ранее). Уменьшение обязательной доли газомоторного транспорта власти тоже готовы рассматривать, как и корректировать подход к наложению штрафов. По словам г-на Панькова, вопрос обсуждается с представителями УФАС, а также направлен запрос в Минфин РФ.
В Перми экономически обоснованный тариф на проезд составил 39 рублейДепутат Арсен Болквадзе обратил внимание, что от предпринимателей поступали и другие предложения: увеличение стоимости 1 километра пробега и планового объема работ. Представители администрации ответили, что технически это возможно, но увеличит расходы.
Сам г-н Болквадзе, рассуждая об итогах реформы, высказался в этом же ключе. «Разительный контраст между тем, какие автобусы ходили в Перми пять лет назад и сейчас. Решены вопросы по безналичной оплате проезда, учету пассажиропотока. Произошел качественный скачок, но и работать есть над чем. И вопросы дальнейшего развития связаны с финансированием. Хотим, чтобы автобусы ходили чаще, маршрутная сеть охватывала новые остановки – нужно больше средств», – резюмировал он.
Анатолий Путин рассказал, что в рамках работы над бюджетом 2023 года департамент внес на обсуждение вопрос о субсидировании лизинговых ставок для поддержки перевозчиков, которые обновляют подвижной состав.
Депутат Эдуард Мирзамухаметов поддержал идею и подчеркнул, что необходим четкий и прозрачный механизм предоставления такой субсидии. «Мы работаем над критериями получения поддержки, предусматривается общий порядок для всех перевозчиков», – заверил Анатолий Путин.
Обсуждение возможных изменений контрактов продолжится в ноябре.