Автор: Яна Купрацевич
В пермских кафе и ресторанах начался активный сезон бронирования мест на предновогодние корпоративы в декабре. Небольшие по площади заведения не сталкиваются с дефицитом заказов, сложности могут возникнуть у площадок с большими банкетными залами. Резких колебаний на рынке представители сегмента, привыкшие за последние два года ко всему, не видят. Рестораторы радуются уже самой возможности работать.
Сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob проанализировал готовность пермских компаний к проведению корпоративов. 26 % работодателей будут организовывать праздник на Новый год в офисе, 18 % планируют новогоднюю вечеринку в ресторане, 4 % соберутся отмечать Новый год с коллегами за городом. При этом каждая девятая компания отказалась от корпоративов из-за сложной экономической ситуации (11 %). Еще в 8 % организаций не принято отмечать Новый год с коллегами. Больше всего – 33 % – не определившихся с этим вопросом.
Аналитики также выяснили, что ситуация активнее, чем в первые годы пандемии коронавируса. Но новогодних вечеринок в ресторане будет меньше, чем до 2018 года. Для сравнения, в 2013 и 2016 году каждая вторая компания отмечала Новый год в ресторане.
Николай Канищев, один из основателей ресторанной группы Barmanagement.pro (занимается развитием баров Rob Roy, Mai Tai, Curtiss, бистро «Лапшичная» и ресторана Nolan wine&kitchen), отмечает: шквала заявок на корпоративные заказы в декабре нет, зато есть запрос на небольшие уютные мероприятия.
«Времена сейчас не самые веселые. Ресторанам и барам, не рассчитанным на крупные корпоративы, бояться нечего, небольшие мероприятия на их площадках состоятся, потому что люди все же хотят встретиться и поздравить друг друга, – прогнозирует эксперт. – Большим банкетным площадкам придется нелегко. Скорее всего, пострадает сфера организации мероприятий, люди постараются экономить на шоу, крупных вечеринках на большое количество людей. Фейерверков и выступлений звезд не будет».
Коллеги по цеху придерживаются схожего мнения. Бронирование столиков на декабрь на компании в 10-20 человек началось еще в сентябре и сейчас продолжается. Во многих заведениях сформировался пул постоянных клиентов, и они уже подтвердили готовность отмечать Новый год в ресторане. При этом часть кафе лишилась корпоративов IT-компаний. Это связано с отъездом многих сотрудников за границу. Об этом Business Class рассказали сразу несколько рестораторов.
Первый фитнес-клуб сети World Class откроется в Перми 11 декабряВладелец бара Gatsby's Юрий Соловьев отмечает ощутимое снижение количества заказов на корпоративные мероприятия. «Их стало меньше даже по сравнению с пандемией, так как тогда к концу года было послабление с ограничениями», – вспоминает предприниматель.
В ресторане Luba Party Place говорят, что количество брони по сравнению с прошлым годом не уменьшилось. Но заметили тенденцию к уменьшению расходов: «Понятно, что люди экономят. Одна из статей сокращения трат – алкоголь. Конечно, берут не меньшие объемы, а выбирают более дешевые позиции», – поделились в заведении.
В целом ситуацию на рынке общественного питания участники отрасли оценивают, как довольно стабильную. Последние годы были настолько волатильными, что теперь рестораторы предпочитают плыть по течению и не торопятся с новыми проектами.
«С 2020 года у нас растет оборот. В этом году пиковый показатель пришелся на июль, а в августе-сентябре объем немного упал – примерно на 10 %. Это связано с закрытием летнего кафе, – рассказывает шеф-повар ресторана Red BBQ Степан Носов. – Но заметили, что посетителей среднего достатка стало меньше».
На посещаемость в целом это не повлияло, но средний чек задело. По словам г-на Носова, он сократился в среднем с 1500 до 700 рублей. О такой тенденции говорят и в ресторане Luba Party Place. В Перми средний чек еще и зависит от типа заведения. «Если раньше один посетитель мог заказать пива и мяса на 5-6 тыс. рублей, то теперь компания из пятерых гостей тратит 3-4 тыс. рублей на всех. Вместо более дорогих позиций чаще стали брать снеки и закуски. А после того, как исчезли импортные сорта пива, посетители распробовали российские марки и теперь их не сторонятся. И даже после возвращения на краны импорта российские позиции пива пользуются спросом. Как правило, оно дешевле», – приводит пример шеф.
Соучредитель кафе Lao Bao и ресторана «Пармезан» Кирилл Рудин отмечает, что средний увеличился пропорционально ценам – на 10-15 %. «Стоимость скорректировали из-за роста затрат. К примеру, из продуктов наиболее заметно подорожали рыба и морепродукты. К зиме ждем сезонного роста цен на свежие овощи», – рассказывает ресторатор.
По его словам, гости уже спокойно реагируют на изменение цен, потому что понимают причины корректировок. «Заметного снижения потребительского спроса среди своей аудитории, а это в основном люди среднего достатка, мы не фиксируем», – говорит Кирилл Рудин.
С 2020 года бизнес в сфере общепита пытается оптимизировать расходы. Многие считают, что для этого уже сделано все, что можно. Для сдерживания прайса в заведениях по старинке ищут более дешевые аналоги импортных товаров для тех блюд, где это возможно, договариваются с поставщиками или меняют их, а кто-то продолжает урезать объем порции.
По данным Пермьстата, оборот общественного питания в январе – сентябре 2022 года сложился в сумме 21,5 млрд рублей. Это на 3,1 % больше аналогичного периода прошлого года.