Автор: Кристина Суворова
Министерство транспорта РФ впервые разработало инструкции для муниципалитетов по организации паркингов. Предложено начать кампанию по сокращению мест для парковки автомобилей на улично-дорожной сети и внутриквартальных территориях. С профильными рекомендациями ознакомился «Коммерсант». Основные положения совпадают с теми, на которых построена парковочная политика Перми.
В частности, ведомство советует местным властям вводить плату за парковку при загруженности более 85% имеющихся в наличии мест. В Перми близкий к этому порог (90%) используется в том числе и при определении размера платы. Желательным уровнем заполняемости платных парковок в городе принят интервал 80-90%, для его достижения и регулируется стоимость.
С 28 ноября в Перми введена подзона платной парковки №102 с повышенной стоимостью – 30 рублей в час. В нее включены участки центральных улиц, где пиковая занятость парковочных мест превышает 90% (см. справку).
По мнению депутата Пермской городской Думы Арсена Болквадзе, повышение платы обосновано именно как регуляторный механизм. «Мы видим, что в центре города такого эффекта, который наблюдался, когда платная парковка только была введена в Перми, уже нет. Появились участки, забитые машинами, и текущая стоимость парковки не мотивирует автолюбителей их освобождать. Повышение платы направлено как раз на это», – пояснил он.
Собеседник добавил, что одновременно необходимо ужесточать контроль за так называемыми «закрывальщиками» номеров. «Проведен мониторинг, выявлены участки с загруженностью более 90%. Но есть нюанс – попадаются машины с закрытыми или скрученными номерами, чтобы не платить за парковку. Загруженность они тоже увеличивают и, соответственно, влияют на стоимость. Борьбу с такими случаями нужно усиливать», – подчеркнул он.
Зона платных парковок №102 со стоимостью 30 рублей в час ограничена:
– ул. Попова от ул. Монастырской до площади ЦКР;
– ул. Пушкина от ул. Попова до ул. Краснова;
– ул. Краснова от ул. Пушкина до ул. Сибирской;
– ул. Сибирской от ул. Краснова до ул. Революции;
– ул. Революции от ул. Сибирской до ул. Максима Горького;
– ул. Максима Горького от ул. Революции до ул. Монастырской;
– ул. Монастырской от ул. Максима Горького до ул. Попова.
Спрос населения на длительную парковку автомобилей следует удовлетворять, внедряя внеуличные стоянки, рекомендуют на уровне Федерации. При этом в Минтрансе указывают, что количество мест на улично-дорожной сети и на внутриквартальных территориях должно, наоборот, сокращаться. Этим аспектам регулирование сферы в Перми тоже соответствует. Так, при реконструкции и ремонте центральных улиц парковочные места упорядочивают, организуют преимущественно параллельную парковку.
С 1 ноября заработали четыре муниципальные внеуличные стоянки. Они расположены внутри трамвайного кольца «Разгуляй», у бизнес-центра «Попов» и у жилого комплекса «Новый центр». Площадки выбраны исходя из загруженности парковочных мест, а также рассматривались только муниципальные земельные участки, чтобы не тратить средства на выкуп частного имущества.
В отличие от парковок на проезжей части внеуличные стоянки рассчитаны на длительное использование. Здесь можно оставить машину на весь день – скажем, на десять часов, а заплатить только за шесть. То есть 120 рублей при цене 20 рублей в час.
На направлениях с самым интенсивным пассажиропотоком – из пригорода в город и из периферийных районов в центр – Минтранс предлагает размещать перехватывающие паркинги. Скорость движения наземного транспорта предлагается увеличивать и сокращать интервалы, чтобы поездка получалась быстрее, чем на машине, а также позаботиться о том, чтобы мотивировать автомобилистов финансовой выгодой.
Создание перехватывающих стоянок – следующий шаг в развитии парковочного пространства Перми. Власти Перми готовятся к открытию таких стоянок в 2023 году и обсуждают их интеграцию с общественным транспортом. Речь идет о том, какие преференции в пользовании городским транспортом могут получить те, кто оставил автомобиль на перехватывающей парковке. Проработать этот вопрос администрации рекомендовали депутаты гордумы.
По словам Арсена Болквадзе, работа в этом направлении ведется, но итоговых предложений еще нет. Помимо экономического преимущества пользоваться перехватывающей парковкой может стимулировать и сокращение временных затрат. «Допустим, если автомобиль можно будет оставить на выезде из Камской долины, тут же сесть на автобус без долгого ожидания и по выделенной полосе быстро проехать в центр города, это будет востребовано», – рассуждает он.
Для организации перехватывающих парковок рассматриваются, в частности, участки на улице Спешилова и в Разгуляе. Планируется, что оплата будет производиться за каждый час пользования парковкой, но не более стоимости четырех часов. То есть при тарифе 20 рублей в час оставить машину на перехватывающей парковке на весь день обойдется в 80 рублей.
Арсен Болквадзе, депутат Пермской городской Думы, председатель комитета по экономическому развитию:
– Пермь – один из первых нестоличных городов, где заработала система платных парковок. К ее внедрению долго готовились, но когда в 2016 году оно состоялось, то сразу начала функционировать без серьезных сбоев. С самого своего появления платные парковки стали выполнять именно ту функцию, которая на них возложена, – разгрузка улично-дорожной сети от стоящего личного транспорта. Чтобы люди, приезжающие на работу, не «бросали» машину на дороге на весь день, а находили другие варианты, более приемлемые для городского сообщества.
Не так давно среди таких вариантов появились муниципальные внеуличные стоянки. Считаю, что выстроенная в Перми система совпадает с теми трендами, которые сейчас оформили на федеральном уровне, и в целом работает успешно. Но ее можно и нужно делать еще удобнее. Это касается и организации перехватывающих стоянок, и контроля за недобросовестными автолюбителями, и, например, содержания парковочных мест. Зимой они должны быть очищены. Люди платят за парковку и хотят получить качественную услугу. В части новой подзоны платных парковок будем держать на контроле вопрос информирования пользователей о нововведениях и вести разъяснительную работу.
В Перми поступления в бюджет за добровольную оплату парковок превысили сумму штрафов. В период с 1 января по 30 сентября текущего года бюджет города пополнился на 87 млн рублей от платы за стоянку автомобилей в центре Перми и на 63 млн рублей от штрафов за неоплаченную парковку. В предыдущие годы статистика была обратной.