Автор: Кристина Суворова
Городской департамент транспорта прорабатывает техническое задание на проектирование ремонта и реконструкции объектов трамвайной инфраструктуры по концессионному соглашению. Как рассказали Business Class в ведомстве, в рамках капитального ремонта планируется уйти от устройства трамвайного полотна на деревянных шпалах и заменить их бетонными. Это более прочные и долговечные конструкции. Исключить лишний шум и вибрации помогут резиновые вкладыши между плитами покрытия и элементами строения пути. Дополнительно на полотне будут установлены устройства смазки колесных пар для снижения износа.
Кроме того, предполагается введение системы приоритетного проезда перекрестков. Планируется, что вагоны дополнительно оснастят оборудованием, позволяющим трамваю «общаться» со светофорными объектами. При приближении вагона к перекрестку система станет принудительно включать разрешающий сигнал светофора. «Это позволит не только увеличить скорость трамваев, но и повысить их энергоэффективность – благодаря длительному движению вагонов в режиме выбега, без торможения и разгона на перекрестках», – отметили в департаменте транспорта администрации Перми.
На работу трамвайных маршрутов в Перми до лета 2023 года выделили 411,7 млн рублейКонцессионное соглашение заключено с ООО «Мовиста-Пермь» сроком на 20 лет. Всего в ремонт и реконструкцию трамвайной инфраструктуры вложат 15,5 млрд рублей. В том числе 4,4 млрд рублей будет получено в виде безвозвратной субсидии из федерального бюджета. Ее не дали бы без привлечения частного инвестора. Остальные вложения возвратные – средства Фонда национального благосостояния, ВЭБ.РФ и холдинга «Мовиста Регионы».
Комплексная модернизация электротранспорта подразумевает приобретение 44 новых трамвайных вагонов, реконструкцию депо «Балатово» и семи тяговых подстанций, а также обновление 35 км путей (подробнее см. справку).
Генеральный директор компании «Мовиста Регионы» Александр Советников при подписании соглашения рассказал, что компания планирует приступить к ремонту путей в апреле 2023 года. Работы начнутся на участке улицы Куйбышева от улицы Революции до улицы Белинского. До 2025 года в планах привести в нормативное состояние пути по улицам Мира, Пушкина, Борчанинова, Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского и Петропавловской.
Расходы в итоге компенсируют из бюджетов города и края в течение срока действия соглашения. За 20 лет предстоит выплатить 27 млрд рублей. Сюда входит возмещение расходов инвестора с учетом доходности собственных и заемных вложений (19,6 млрд рублей), а также финансирование деятельности концессионера по эксплуатации и содержанию инфраструктуры (7,6 млрд рублей).
Важная деталь – в эту сумму включены средства, которые муниципалитет так или иначе заплатил бы муниципальному перевозчику за обслуживание маршрутов. «Мовиста-Пермь» заключит с МУП «Пермгорэлектротранс» операторское соглашение. Предприятие будет осуществлять перевозки и получать за это плату.
По мнению депутата Пермской городской Думы, председателя комитета по экономическому развитию Арсена Болквадзе, преимущество концессии в том, что модернизация инфраструктуры произойдет комплексно в сжатые сроки – за три года.
«Проект концессии широко обсуждался, была серьезная дискуссия. Противники утверждают, что город якобы попадет «в денежную кабалу», долго выплачивая деньги. Я иначе на это смотрю: мы заключили договор, зафиксировав плату в текущих ценах. Улучшение инфраструктуры произойдет «в моменте». А дальше цены будут постепенно расти, а платежи не изменятся. Привести трамвайную сеть в нормативное состояние необходимо и для безопасности перевозок, и для увеличения скорости движения. На это все равно стали бы выделять деньги из бюджета. Новые комфортные трамваи тоже нужны, и их также продолжили бы приобретать за счет бюджета, но не единовременно. Если все эти расходы сложить и учесть инфляцию, то затраты получились бы куда больше, чем в рамках концессии. На мой взгляд, решение о заключении соглашения экономически просчитано и обоснованно», – считает он.
Вместе с тем депутат выразил сожаленье по поводу того, что сотрудничество с концессионером не подразумевает строительства новых трамвайных веток. «Это бы качественно изменило маршрутную сеть и расширило присутствие электротранспорта на территории города. Но в заключенном соглашении нового строительства, к сожалению, не включено», – констатировал он.
Однако такие проекты в Перми есть, и новые трамвайные линии предусматриваются при реконструкции и строительстве дорог. Так, в 2021 году открыт новый участок путей по ул. Революции. В этом году началась реализация проекта по продлению ул. Крисанова. По участку магистрали ул. Пушкина до шоссе Космонавтов проложат трамвайные пути, они соединятся с путями на ул. Карпинского. Эту улицу планируется начать реконструировать в 2023 году.
Трамвайные пути предусмотрены на магистральной улице Строителей, здесь завершены работы на первом участке (ул. Куфонина – ул. Вишерская), в активной стадии строительство второго этапа (ул. Вишерская – ул. Папанинцев), вышел на объект подрядчик по третьему (ул. Папанинцев – площадь Гайдара). В проработке вопрос запуска путей по проспекту Парковому. В ноябре Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности поручило городской администрации подготовить проект планировки территории по проспекту Парковому на участке от ул. Куфонина до ул. Комиссара Пожарского в целях реконструкции дороги.
В департаменте градостроительства и архитектуры администрации Перми Business Class пояснили, что генеральным планом города, утвержденным решением Пермской городской Думы, предусмотрена реконструкция проспекта Паркового. Она включает устройство проезжей части с четырьмя полосами движения, строительство выделенной трамвайной линии, тротуаров, посадку деревьев, устройство освещения.
Концессионное соглашение предполагает модернизацию инфраструктуры электротранспорта в Перми в три этапа:
– Проектно-изыскательские работы, а также капремонт путей по ул. Дзержинского, ул. Мира, ул. Пушкина, ул. Борчанинова, ул. Сибирской, ул. Чернышевского, ул. Белинского. Планируется обновить 34 трамвая, пять тяговых подстанций и начать реконструкцию депо «Балатово».
– Капремонт трамвайных путей по ул. Куйбышева, ул. Ленина, бульвару Гагарина. Также планируется закупить 16 трамваев, обновить четыре тяговые подстанции и выполнить оставшиеся работы по реконструкции депо «Балатово».
– Проведение капремонта трамвайных путей и контактно-кабельной сети по ул. Петропавловской: от ул. Крисанова до ул. Куйбышева и от Перми II до ул. Крисанова. Также в планах – обновить еще одну тяговую подстанцию.
Заявлено, что после завершения работ почти на 30% повысится скорость движения вагонов и существенно снизится уровень шума. На линии выйдут современные комфортабельные трамваи, приспособленные для перевозки маломобильных пассажиров. Трамвайным сообщением по всем маршрутам смогут воспользоваться в среднем 27,5 млн человек в год.