По статистике онлайн-платформы объявлений Авито, с начала 2022 года спрос на покупку автомастерских и автосервисов в России увеличился сразу в пять раз. Пермь вошла в ТОП-3 городов с наиболее высоким темпом роста спроса – здесь он поднялся в 10 раз.
Заместитель директора по послепродажному обслуживанию «Сатурн-Р-Авто» Дмитрий Беляев связывает это с тем, что в нынешних реалиях у людей появилась потребность поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии как можно дольше. Если раньше владельцы рассчитывали менять машину каждые 5-6 лет, то сейчас они понимают, что срок ее эксплуатации увеличится. Также автомеханики наблюдают тенденцию, что чаще люди стали покупать автомобили с пробегом, соответственно, их необходимо ремонтировать чаще.
В Пермском крае продажи новых автомобилей сократились на 36,2 %Руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Авито Илья Дудковский выделил среди ключевых факторов роста спроса сокращение доступности и увеличение срока поставок оригинальных комплектующих производителями европейских и японских марок на российских рынок и замену их аналоговыми автозапчастями, а также постепенный отказ автовладельцев от обслуживания автомобилей у официальных дилеров в пользу других профессиональных мастерских. Дмитрий Беляев добавляет, что в связи с этим дилерский сервис сейчас потерял в пределах 20% объема физических работ.
Как рассказали Business Class, с трудностями, связанными с поставками, столкнулись в первую очередь мультибрендовые автомастерские. На сегодня на популярные иностранные бренды очень сложно привезти эксклюзивные запасные части, которые невозможно заменить аналогами. Также увеличились сроки поставки и цены на оригинальные детали. Запас расходных материалов у автосервисов есть, но сложно спрогнозировать – на какой срок, поскольку невозможно предугадать, каких марок и моделей автомобилей окажется больше на российском рынке. Сегодня быстрее всего расходные материалы уходят на машины марок KIA, Toyota, Hyundai, АвтоВАЗ.
Что касается производства необходимых деталей внутри России, то оно по-прежнему развито недостаточно. Г-н Беляев отмечает, что нынешний объем производства не может покрыть потребности рынка даже на 50%. Например, некоторые заводы производят воздушные фильтры и колодки на ограниченную номенклатуру, но широкого и доступного по цене производства нет. Есть узкоспециализированные заводы, которые производили определенные позиции для заводов ушедших брендов, но они и продолжают производить только их. У владельцев бизнеса по ремонту автомобилей была надежда на бум российского производства, но она пока не оправдалась.
По словам участников рынка, активные покупки автосервисов пока не повлияли на уровень конкуренции, она по-прежнему не очень велика. Большинство автосервисов работают со своей наработанной годами клиентской базой. Но сейчас потребители быстрее и острее реагируют на изменения цен и качества обслуживания, поэтому фирмам приходится чаще проводить какие-либо акции, разрабатывать системы лояльности, объявлять о скидках и так далее.
Эксперты не прогнозируют роста цен на услуги автомастерских в ближайшее время, поскольку стоимость оригинальных запчастей уже высока. Владельцы бизнесов по обслуживанию автомобилей предполагают, что мультибрендовым сервисам придется переквалифицироваться и сократить количество обслуживаемых марок, основным же полем деятельности станет ремонт российских и китайских машин.