На заседании комитета Пермской Думы по экономическому развитию начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин рассказал о финансовых результатах работы отрасли за 11 месяцев 2022 года. Доходы выросли по сравнению с январем – ноябрем 2021 года с 3,2 млрд до почти 4 млрд рублей (на 757 млн рублей).
Расходы увеличились незначительно (на 59 млн рублей) и достигли 5,4 млрд рублей. В результате на 698,4 млн рублей (больше чем на треть) сократились дотации отрасли из бюджета. За 11 месяцев этого года разница между доходами и расходами сложилась в размере менее 1,4 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года кассовый разрыв превышал 2 млрд рублей.
За 11 месяцев текущего года пассажиропоток общественного транспорта Перми составил 185,6 млн человек. За год он вырос на 10 млн человек. Более половины оплат в общественном транспорте города производились с помощью банковских карт, 38% – с использованием проездных, 6% приходится на транспортные карты в режиме «электронного кошелька». Анатолий Путин отметил, что рост спроса на проездные в этом году связан с изменениями в тарифном меню и снижением стоимости проездных билетов.
Улучшение финансовых показателей начальник департамента транспорта связал с тем, что из расходной части ушли затраты на кондукторов. «В части доходов сыграл свою роль рост пассажиропотока, который наблюдается с сентября этого года, а также пересмотр тарифного меню», – добавил он.
«Несмотря на имеющиеся нюансы – например, вопрос с безбилетниками, рост доходной части и то, что удалось сэкономить 700 млн рублей, вызывает оптимизм», – отметила депутат Ирина Горбунова.
По словам председателя комитета по экономическому развитию Арсена Болквадзе, самая главная задача заключается в том, чтобы «совпадали дебет с кредитом». «То есть чтобы расходы отрасли были как можно ближе к доходам. Есть позитивный момент, который обозначает администрация: дефицит снизился, отрасль принесла больше денег, чем в прошлом году. Почему это произошло? Многие пермяки привыкли к новой маршрутной сети. Увеличилась деловая активность – все-таки в прошлом году влияние коронавируса сохранялось в большей степени. Кроме того, на маршрутах работают контролеры, благодаря чему снижается доля безбилетников на бескондукторных маршрутах. Но в абсолютном значении их число выросло, так как стало больше маршрутов без кондукторов», – рассуждает он.
Трамваю – «зеленый». При обновлении электротранспорта в Перми применят новые технологииКоличество неоплаченных поездок за 11 месяцев увеличилось, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, – с 11,8 до 33,4 млн, или с 6,7% до 18%. Это объясняется переходом большего количества маршрутов на бескондукторную оплату. Так, за 2022 год число таких направлений выросло с 13 до 45. Если же анализировать ситуацию отдельно на маршрутах без кондукторов, то с середины года наблюдается постепенное снижение количества безбилетников.
Контрольно-ревизорская служба ежемесячно проводит 17-19 тыс. проверок, по ее результатам в отношении 1-2 тыс. нарушителей выносят решения о наложении штрафа. За десять месяцев составлено 8444 протокола, наложены санкции на сумму 13,2 млн рублей. Фактически получено пока только порядка 1,5 млн рублей.
Расходы на штат контролеров составили 34,9 млн рублей, экономия на оплате труда кондукторов – 565,3 млн рублей. Это больше, чем выпадающие доходы из-за безбилетников – 548,3 млн рублей.
Депутаты обратили внимание на необходимость повышать собираемость платежей за проезд. Поскольку вопрос ставится не впервые, члены комитета поинтересовались, возможны ли принципиально новые подходы, которые кардинально изменят ситуацию и в части сокращения доли безбилетников, и в части привлечения их к реальной ответственности.
Анатолий Путин ответил, что вопрос взыскания штрафов действительно требует внимания. «Он непростой, здесь задействовано несколько структур. Наш департамент составляет протоколы, административная комиссия выносит постановления о наложении штрафа, служба судебных приставов должна их взыскивать в случае отсутствия добровольной оплаты. Вместе с краевым министерством мы трудимся над оцифровкой всего этого процесса», – рассказал чиновник.
Он добавил, что федеральное законодательство не дает контролерам права задерживать гражданина. «В рамках имеющихся полномочий и с учетом этих ограничений и работает контрольно-ревизорская служба. Кардинальным сдвигом могло бы послужить изменение федерального законодательства, но вряд ли можно рассчитывать, что в ближайшее время это случится. Мы продолжим вести работу в существующем режиме», – отметил Анатолий Путин.
Арсен Болквадзе поинтересовался, можно ли сделать так, чтобы контролеры могли продавать проездные тем, кто предпочтет заплатить за такой билет, а не штраф 2500 рублей. При том что безлимитный проездной на месяц дешевле – 1693 рубля.
«Задача контролера – выявлять факт отсутствия оплаты проезда. Он не может самостоятельно сделать выбор – оштрафовать человека или продать ему проездной», – ответил Анатолий Путин. Арсен Болквадзе уточнил, что говорит не о выборе, а об условии: сначала предлагается приобрести проездной, если этот вариант пассажир отвергает, то тогда ситуация развивается по пути наложения штрафа.
Г-н Путин тем не менее утверждал, что без изменения федерального законодательства реализовать практику в таком виде невозможно. «Но прорабатываем возможность «в пару» контролерам поставить сотрудников, которые будут заниматься реализацией билетов», – анонсировал чиновник.
Арсен Болквадзе, депутат Пермской городской Думы:
Мы видим, что количество оплаченных штрафов за безбилетный проезд невелико в сравнении с числом составленных протоколов. Возникает вопрос – почему так происходит? Потому что контролер, конечно же, по текущему законодательству не имеет права задерживать безбилетников. По этой причине, несмотря на повышение штрафов, эффективность мер вызывает определенную долю сомнения.
Мы с коллегами предлагали дать возможность контролерам реализовывать проездные на месяц, предлагая безбилетникам альтернативу штрафу. Таким образом у человека появится проездной и опыт его использования. Он сможет на практике увидеть, что потратит меньше денег, чем если продолжит покупать единоразовые билеты, а при случае – ездить «зайцем». А муниципалитет сразу получит в бюджет средства от продажи проездного – без сложной цепочки, по которой взыскиваются штрафы.
Сейчас мы получили ответ от администрации, что нельзя сделать так, чтобы контролеры могли продавать проездные. Но, на мой взгляд, сразу отбрасывать эту идею не стоит. Необходимо дорабатывать работу бескондукторной системы, искать способы снижения числа безбилетников.
Долгосрочные отношения.
В течение 2022 года наблюдается смещение оплаты с разовых поездок в сторону долгосрочных тарифов. К примеру, в начале года ежемесячно продавалось порядка 7,5 тысячи безлимитных общегражданских проездных, а сейчас порядка 9,5 тысячи. По льготным билетам также отмечена положительная динамика. Особенно она выражена в части студенческих проездных. В январе 2022 года таких продано чуть меньше 12 тысяч, а в октябре и в ноябре этот показатель превысил 23 тысячи в месяц.