Автор: Вера Стерхова
В 2020-2022 годах перевозчики выплатили штрафов на десятки миллионов рублей за несоблюдение условий муниципальных контрактов. В частности, санкции применялись за нарушение расписания движения транспорта, проезд остановочного пункта на маршруте, отсутствие аудиоинформирования в салоне, неработающую систему климат-контроля.
Однако часть наложенных санкций им удалось оспорить через суд. Так, по итогам девяти месяцев 2022 года доходы от штрафных санкций составили 5,4 млн рублей, а вернуть по решению суда необходимо 6,3 млн рублей. На эту ситуацию обратили внимание депутаты на заседании комитета по городскому хозяйству в декабре.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин пояснил, что речь идет об исполнении контрактов, заключенных в 2020 году.
«В них прописаны условия о штрафных санкциях были прописаны по типовой форме, утвержденной Минтрансом РФ. Большая часть показателей, за несоблюдение которых накладываются санкции, отнесена к стоимостным критериям. То есть штраф рассчитывается в процентах от цены контракта, и это достаточно большие суммы. Например, за октябрь один из перевозчиков получил штраф за грязный автобус в размере 2,5 млн рублей», – рассказал чиновник.
При этом, по его словам, сложилась судебная практика, когда перевозчики в суде не оспаривают сам факт нарушения, но доказывают несоразмерность санкции нанесенному ущербу. «По статистике суд снижает размер штрафа в пять-десять раз. Сумма этого снижения и подлежит возврату из бюджета как излишне удержанная», – пояснил Анатолий Путин. Тот факт, что за девять месяцев 2022 года к возврату заявлено больше, чем поступило, он связал с оспариванием решений за предыдущий период и судебными издержками.
Сейчас подход на федеральном уровне изменился. «Сейчас установлена норма, согласно которой каждое нарушение стоит 1 тыс. рублей. Она применена в новых контрактах, которые начали действовать с 1 декабря 2022 года», – сообщил начальник департамента транспорта. Он уточнил, что в случае невыхода автобусов на линию невыполненные рейсы не оплачиваются, а дополнительно назначаются штрафные санкции.
В мэрии отмечают, что новые контракты на обслуживание маршрутов, которые начали действовать с 1 декабря 2022 года, предусматривают более строгие требования к соблюдению расписания. Водителям теперь запрещено отправляться с конечных остановок раньше, чем установлено графиком. А время допустимого опережения расписания на промежуточных пунктах сокращено с пяти до двух минут.
По информации администрации Перми, за 2020-2022 годы штрафы за нарушение условий контрактов пополнили бюджет города на 70 млн рублей. Там уточнили, что в результате оспаривания взысканий в суде подлежащая оплате сумма уменьшилась на 17%. Исходя из этих данных, можно посчитать, что изначально сумма наложенных за три года санкций составляла порядка 84 млн рублей и снизилась на 14 млн рублей.
Новые автобусы, полученные по нацпроекту, выйдут на маршрут № 36 в ПермиАдминистрация Перми продолжает взыскивать штрафы и за некачественную работу в период до 2020 года. По данным картотеки арбитражных дел в 2022 году департамент транспорта администрации Перми подал порядка 70 исков к перевозчикам, часть из которых уже стала бывшими, потеряв объемы работ.
В 11 случаях требования полностью удовлетворены, в семи вынесено определение об отмене судебного приказа. Наиболее частым исходом дела стало возвращение заявления истцу (36 определений). Ряд разбирательств еще не завершился.
Самый крупный иск, по которому вынесено решение в пользу городской администрации, был подан 30 ноября 2022 года к ООО «Мега-Групп». За ненадлежащее исполнение обязательств по договору в ноябре-декабре 2019 года с компании взыскали 338,4 тыс. рублей. В декабре 2022 года вынесено два судебных приказа о взыскании с предпринимателя Андрея Целоусова в общей сложности 262,9 тыс. рублей. В обоих случаях от ответчика поступили возражения, которые еще не рассмотрены.
Кроме того, удовлетворены требования к предпринимателям Петру Белозерову, Василию Русакову, Ильдусу Мирзамухаметову, Максиму Старкову, ООО «ТрансК». В этих исках сумма подлежащих уплате штрафов варьируется от 6 тыс. до 50 тыс. рублей. Всего по заявлениям 2022 года взыскано 766,8 тыс. рублей.
Из решений, вынесенных по искам этого года, отменены семь – на сумму 688,1 тыс. рублей. Наиболее крупные штрафы удалось оспорить ООО «Закамское автотранспортное предприятие» – на 215,2 тыс. и 237,8 тыс. рублей. Кроме того, отменены судебные приказы о взыскании средств с предпринимателей Константина Камбура, Ларисы Морохиной, а также с ООО «Сервисавто», ООО «АААвто», ООО «Усадьба».
Среди возвращенных заявлений департамента самое объемное – к ООО «Мега-Групп» – на 429 тыс. рублей. В определении суда указано, что требования вытекают из ненадлежащего исполнения сразу двух договоров. Это не позволяет рассмотреть его в порядке приказного производства.
В ряде случаев возврат происходил из-за недочетов, после устранения которых департамент вновь обращался в суд. Так, например, заявление к ООО «Мега-Групп» о взыскании неустойки 1,1 млн рублей за ненадлежащее исполнение обязательств принято к производству со второго раза и назначено к рассмотрению на 12 января 2023 года.
Последние иски департамента зарегистрированы 20 декабря 2022 года, среди них сразу семь поданы к ООО «Дизель». На момент подготовки материала эти заявления еще не приняты к производству. Суммарные требования составляют 553,2 тыс. рублей.
Судебный приказ – акт, единолично вынесенный судьей на основании заявления о взыскании денежных сумм. Выдается по делам, в которых требования не превышают 500 тыс. рублей и вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. То есть подтверждаться письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, и признаваться должником.