Автор: Вера Стерхова
В администрации Перми скорректировали планы по реформированию сферы маршрутных такси. Ранее рассматривалась возможность в 2023 году заменить четыре внутрирайонные «тэшки» автобусными маршрутами, работающими по общегородскому тарифу. Для маршруток, которые связывают отдаленные районы с центром города, прорабатывался вариант трансформации в экспресс-автобусы с повышенным комфортом и фиксированным тарифом. Предварительно было сформировано три таких направления.
Как выяснил Business Class, масштабных преобразований в ближайшее время в этой сфере не произойдет. Изменения будут растянуты во времени. Как рассказали в городском департаменте транспорта, на сегодняшний день планируется работа двух маршрутов в формате экспресса.
Один – новый, соединит микрорайоны Заозерье и Гайва с центром города и заменит № 3т «10-й микрорайон – Центральный рынок». «Запуск маршрута позволит снять часть нагрузки с автобусов № 49 и № 53. Сейчас направление вносится в документ планирования регулярных перевозок, для его работы прорабатывается нормативная база. Торги на обслуживание маршрута планируется объявить в 2023 году», – рассказали в департаменте транспорта.
С 9 января в Перми запустят новый автобусный маршрут № 37«Для связи микрорайона Новый Крым и центра города предполагается сохранить действующий маршрут № 7т, поскольку на сегодняшний день он уже выполняет функцию экспресса», – добавили в ведомстве.
По остальным направлениям принято решение оставить формат классических маршрутных такси до сентября 2024 года. «Это связано с необходимостью проведения дополнительного анализа пассажиропотока, поскольку последние несколько месяцев фиксируется его рост. Кроме того, будет детальнее проработана экономическая составляющая проекта», – пояснили в мэрии.
Все маршрутки – №№ 4т, 5т, 7т, 8т, 11т, а также новый маршрут взамен № 3т – пока продолжат работать по нерегулируемому тарифу. При таком формате стоимость проезда устанавливает перевозчик. В то же время риски, связанные с падением пассажиропотока, увеличением расходов на перевозки, тоже несет он.
В случае перехода на регулируемый тариф маршрутные такси стали бы работать по брутто-контрактам с муниципалитетом. Для подрядчика это означало бы фиксированную оплату и обязанность перечислять выручку от продажи билетов в бюджет. Заказчику же пришлось бы предусмотреть средства на оплату транспортной работы.
Организация торгов на право обслуживать маршрут с нерегулируемым тарифом таких бюджетных расходов не требует, поскольку при таком подходе перевозчик зарабатывает, продавая билеты.
Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемому тарифу утвержден отдельным постановлением администрации Перми. В нем указаны конкурсные критерии, по которым оцениваются заявки претендентов. Учитываются опыт работы перевозчика, количество ДТП, произошедших по его вине, а также качество транспорта, который он собирается поставить на маршрут. Здесь роль играют возраст и экологический класс автобуса, наличие техники с низким полом и с кондиционером.
По аналогичным правилам может быть выставлен на торги маршрут, связывающий микрорайоны Заозерье и Гайва с центром города. Но возможны и корректировки нормативной базы.
Перевозчики в Перми оспорили штрафы на сумму порядка 14 млн рублейЛетом 2022 года сообщалось, что вместо маршрутных такси № 3т и № 7т могут появиться автобусы-экспрессы с малой вместимостью. Прорабатывался запуск трех таких маршрутов: «М/р Новый Крым – Автовокзал», «М/р Заозерье – Центральный рынок», «М/р Голованово – Лодочная станция – Комсомольская площадь».
Маршрутки № 4т «Микрорайон Липовая Гора – Микрорайон Крохалева» и №11т «Микрорайон Краснова – Комсомольская площадь» собирались заменить автобусом № 31 «Комсомольская площадь – микрорайон Краснова – микрорайон Липовая гора».
В качестве замены маршруток № 5т «Южная – Адмирала Ушакова» и № 8т «Микрорайон Новый Крым – Пермский педагогический колледж» рассматривался автобус № 79 «Микрорайон Новый Крым – микрорайон Судозавод». Предполагалось, что автобусные маршруты будут работать по регулируемому тарифу.