Автор: Кристина Суворова
Business Class продолжает следить за историей давно обещанных пермякам крупных строек. В списке ожидания уже который год зоопарк, галерея, вокзал, третий мост, аквапарк, оперный театр… Ряд проектов сейчас либо в активной стадии реализации, либо близки к старту.
Есть объекты без многолетней предыстории, но с понятными перспективами. Идет подготовка к строительству большой спортивной арены в районе ДКЖ, одобрено федеральное финансирование на создание межвузовского кампуса в Камской долине, есть договоренности с РЖД по развитию наземного метро.
Новый мост через Чусовую достроен, и по нему 22 декабря прошлого года открыто движение. На этом объекте 2022 год прошел в планомерной и интенсивной работе. В новостях с объекта сообщалось в основном сколько метров пролетного строения моста собрано и надвинуто на опоры. Это число постепенно росло, и осенью две части сооружения сомкнулись.
В конце года, после укладки дорожного полотна, объект торжественно открыли. «Чусовской мост – часть магистрального коридора, проходящего через Москву, Казань, Ханты-Мансийск, Сургут и Томск. Уверен, его ввод создаст новые возможности для развития региональной экономики, привлечения инвестиций и увеличения грузоперевозок», – подчеркивает губернатор Дмитрий Махонин.
Помимо нового моста в рамках концессионного соглашения с АО «Стройтрансгаз» построены три транспортные развязки – с ул. Цимлянской и с ул. Корсуньской, а также вблизи железнодорожной станции Пальники. Полностью все работы по дорожной части и реконструкции подходов к мосту планируется завершить к июлю 2023 года. До марта 2024 года будет капитально обновлен существующий мостовой переход. К моменту ввода всего объекта концессионного соглашения в эксплуатацию решится вопрос о плате за проезд.
Для Пермской художественной галереи конец 2021 года ознаменовался визитом председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. Ему рассказали о планах частичного переезда музея на «Завод Шпагина», скором начале богослужений в кафедральном соборе и удорожании строительства нового здания.
В начале 2022 года государственная экспертиза утвердила новую сметную стоимость объекта – 6,3 млрд рублей. В 2020-м она составляла 5,2 млрд рублей. По итогам визита премьер-министра край получил дополнительное федеральное финансирование на строительство нового здания.
Уже в январе 2022 года стартовали работы по перевозке запасников Пермской художественной галереи из Спасо-Преображенского кафедрального собора на временную площадку в бывшем здании завода «Телта» (ул. Окулова, 75). Туда переехали 2,5 тыс. экспонатов из запасников и реставрационная мастерская. В апреле в освободившейся части собора состоялось первое богослужение – Пасхальный молебен.
В течение всего года продолжалось строительство нового здания Пермской галереи. Сейчас возводится каркас, полностью завершить возведение шестиэтажной коробки будущей галереи подрядчик намерен в течение зимы.
Параллельно вносились корректировки в проект. В частности, они были связаны с активным использованием железнодорожного перегона Пермь I – Мотовилиха. Потребовалось дополнительно обеспечить шумо- и виброзащиту будущего здания и коллекции музея.
Другие изменения были связаны с заменой некоторых импортных материалов. Например, отказались от витражных окон немецкого производства. Заместитель руководителя проекта от генерального подрядчика ГК «Лимак Маращ» Сергей Подольский отметил, что сейчас российские производители модернизируют производственные мощности, которые в некоторых характеристиках превосходят зарубежные.
В декабре 2022 года на заседании федерального оргкомитета по подготовке к юбилею Перми губернатор Прикамья Дмитрий Махонин сообщил, что из-за роста стоимости стройматериалов вновь потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета на возведение нового здания художественной галереи. Объем удорожания озвучен не был.
Зоопарк, строительство которого началось еще в 2017 году при губернаторе Викторе Басаргине, успел стать для многих пермяков синонимом долгостроя. В эпоху губернаторства Максима Решетникова вскрылись хищения на стройке, началось расследование уголовного дела, а затем разбирательство в Арбитражном суде между заказчиком и подрядчиком работ. При новом руководителе региона Дмитрии Махонине заключено мировое соглашение и произошла «перезагрузка проекта».
Чуть больше года назад Михаилу Мишустину докладывали о планах освобождения территории Архиерейского кладбища, которую занимает действующий зверинец. Заявлялось, что в сентябре 2022 года начнется переезд части животных в новые вольеры в микрорайоне Нагорном.
Затем срок несколько сдвинулся: перед строителями ставили задачу завершить первый этап работ в октябре – сдать 26 объектов нового зоопарка, почти половину из всех. В конце лета представитель подрядчика оценивал их готовность в 80%. Однако переезд не начался ни осенью, ни зимой.
Ранее в Минстрое поясняли, что завершение строительных работ на площадке нового зоопарка в микрорайоне Нагорном и получение разрешения на ввод в эксплуатацию запланировано на второй квартал 2023 года.
В конце 2022 года на встрече с журналистами Дмитрий Махонин подтвердил планируемый срок. «Мы должны его достроить в 2023 году, первая очередь уже практически готова», – сказал он.
Губернатор также сообщил, что руководство Сбербанка подтвердило намерение выделить финансирование на создание общественного пространства на территории Архиерейского подворья в Перми. Благоустройство знакового места начнется после переезда зоопарка из центра города в микрорайон Нагорный.
Изображение: Дмитрий Махонин // Telegram.
За годы переезда зоопарка информация накопилась на длинную историю. Бэкграунд непростой: с ошибками то ли проектировщиков, то ли строителей, то ли тех и других;, уголовными делами о хищениях и арбитражным разбирательством. «Книгу потом смогу написать о том, что мне досталось и как я его достраивал», – поделился г-н Махонин.
Новейшая история строительства инфекционной больницы на Нагорном захватывающих поворотов не имеет. В феврале 2022 года на площадке по ул. Леонова, 84 начались работы. В марте подрядчик приступил к возведению первого этажа административно-хозяйственного блока. В мае получено разрешение на строительство лечебного корпуса.
К концу ноября административно-хозяйственный блок уже приблизился к своему итоговому виду. Сообщалось, что заканчиваются фасадные работы, на всех этажах проводится финишная отделка, устанавливаются лифты. Лечебный корпус будет состоять из трех секций: одна готова на 95%, вторая – наполовину. Проложены распределительные тепловые сети, идет строительство водопровода и ливневой канализации с локальными очистными сооружениями.
Завершить строительство инфекционной больницы планируется в 2023 году. Оно финансируется за счет федеральных и региональных средств. Расходы пересмотрели в первой половине 2022 года – из государственной казны выделили дополнительный миллиард. Но и это не все: как и галерея, из-за удорожания стройматериалов в конце 2022 года строительство инфекционной больницы потребовало дополнительного финансирования. Точный объем требуемых средств назван не был.
Развитие железнодорожных перевозок по модели наземного метро – один из приоритетных проектов губернатора Дмитрия Махонина. Он называется «Компактный город» и реализуется совместно с РЖД.
В апреле 2022 года в Перми открыли беспересадочные железнодорожные маршруты: Оверята – Голованово, Оверята – Ферма, Ферма – Левшино, Пермь II – Голованово. Кроме того, запустили «Ласточки» по Пермскому центральному кольцу, связывающему два берега Камы.
В мае появилась новая остановка наземного метро – на Гайве. Это помогло разгрузить автомобильный мост на Камской ГЭС на время ремонта дороги.
Планируется дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры и запуск новых маршрутов. В 2023 году в центре Перми собираются построить две железнодорожные остановки с высокими платформами – на ул. Попова и на Перми I, РЖД ведет их проектирование.
Кроме того, РЖД проектирует так называемые соединительные скобы, которые позволят поездам двигаться по кольцу без смены кабины электропоезда и направления движения, а также увеличат скорость прохождения маршрутов.
Одно из планируемых направлений электрички – Закамск. «На правительственном уровне получили решение, что пути необщего пользования, которые принадлежат Пермскому пороховому заводу, будут переданы РЖД. Далее нужна их электрификация, чтобы можно было запустить электричку до Закамска», – рассказал губернатор Дмитрий Махонин.
Реконструкция железнодорожного вокзала Пермь II остается на стадии проектирования. Этот этап длится с 2019 года. Работы выполняют по заказу «РЖД».
«Мы имеем проектно-сметную документацию, которую РЖД готовятся передать в органы государственной экспертизы. Получено одобрение генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова. Есть протокольные поручения заместителя председателя Правительства Дмитрия Чернышенко. Планируем в День города заложить первый камень в основание реконструкции вокзала Пермь II. Что это будет за объект? То, что прописано в проектных решениях, предполагает самые крупные инвестиции РЖД в развитие пассажирской инфраструктуры за последнее время. Это будет масштабный современный транспортный узел, но исторический облик вокзала при этом сохранится», – рассказал глава региона Дмитрий Махонин.
Проект транспортно-пересадочного узла «Пермь II» включен в инвестиционную программу госкорпорации. Создание ТПУ предполагает реконструкцию действующего здания вокзала также строительство автобусного терминала. Он расположится со стороны ул. Барамзиной, которая после реконструкции станет частью магистральной ул. Строителей.
С сентября 2022 года началась подготовка строительной площадки под будущую многофункциональную спортивную арену на 10,5 тыс. мест. Она разместится на территории бывшего Товарного двора в районе ДКЖ.
Реализовать проект планируется в формате государственно-частного партнерства. Сформировано предложение ООО «Пермь-Арена» (учредитель компании АО «Фонд развития Пермского края») о заключении концессионного соглашения для строительства и эксплуатации объекта.
Строительство планируется в 2023-2026 годах. На капитальные расходы заложено почти 17 млрд рублей. Финансирование будет осуществляться из следующих источников: средства регионального бюджета – 2,6 млрд рублей; собственного капитала концессионера – 200 млн рублей. Остальные средства инвестор привлечет у кредитных организаций.
Идет строительство многофункционального комплекса на базе стадиона «Энергия» в центре Перми. Подготовка площадки по ул. Советской, 100 началась в январе, в июне был выполнен нулевой цикл работ, сделано свайное поле. Работы продолжаются, ввод объекта намечен на 2023 год.
Идея создания большого студенческого кампуса в Камской долине звучала с 2018 года. За 2022-й она превратилась в обеспеченный финансированием проект. Он стал одним из победителей федерального конкурса. На реализацию проекта в рамках государственно-частного партнерства будут выделены средства из бюджета РФ.
С предложением о заключении концессионного соглашения выступило ООО «Кампус Парма». Организация подконтрольна российскому инвестиционному холдингу АФК «Система». Затраты на создание объекта концессии инициатор определил в размере 22,97 млрд рублей. В студенческом городке разместятся учебно-лабораторные пространства, технопарк, спортивный и физкультурно-оздоровительный комплексы с бассейном, конгресс-холл и гостиничный комплекс на 5 тыс. мест для учащихся и преподавателей.
Планируется, что объекты будут построены до конца 2026 года. Для строительства сформированы земельные участки.
Еще одно потенциальное концессионное соглашение – о развитии территории «Завод Шпагина». В 2022 году была презентована концепция реновации площадки и создания «Станции культуры «Шпагина». Планируется, что кластер объединит четыре направления:
Для реализации Фондом развития Пермского края создано ООО «СК «Шпагина». От этой организации поступило предложение о заключении концессионного соглашения. Вложения в строительство в 2023-2026 годах оценены в 15,7 млрд рублей. Продолжаются переговоры об участии в проекте АО «Газпромбанк» и АО «БТС-Мост» в рамках подписанного в апреле 2022 года соглашения о сотрудничестве.
В конце 2021 года краевые власти подписали контракт на проектирование третьего моста через Каму. Объект был назван «Мост в створе ул. Крисанова в Перми». Но в результате сравнения возможных мест выбран другой вариант – с выходом на площадь Гайдара. Он вписался в логику развития дорожной сети города, но свою роль сыграл и высокий запрос собственника завода «Телта», который потребовалось бы изъять для выхода к реке улицы Крисанова.
В настоящее время разрабатывается проектная документация по будущему мосту. Она должна быть готова в 2023 году.
Смена места для третьего моста не изменила планов по продлению ул. Крисанова. Активно идет первый этап этой стройки – возведение двухуровневой развязки с шоссе Космонавтов. По второму этапу, который включает прокладку нового участка дороги, в 2022 году заключен контракт на выполнение строительных работ.
Одним из подъездов к мосту с выходом на площадь Гайдара станет улица Строителей. Часть этой магистрали уже открыта, сейчас идут работы на отрезках ул. Вишерской до ул. Папанинцев и от ул. Папанинцев до площади Гайдара. Подробнее об этих и других дорожных стройках Перми и края читайте в материале Business Class.
Для новой сцены оперного театра выбрана площадка рядом со сквером им. Татищева. В 2022 году власти утвердили документацию по планировке территории, которая закрепляет это месторасположение будущего объекта. Продолжается доработка проекта. Однако его скорая реализация не кажется приоритетом властей, судя по комментариям главы региона.
Еще в конце 2021 года губернатор Дмитрий Махонин говорил, что в плане изыскания финансов решили сконцентрироваться не на новом оперном театре, а на другом масштабном и капиталоемком проекте – универсальной спортивной арене. Тогда расходы на возведение театральной сцены в Разгуляе оценивались в 15 млрд рублей. Впоследствии звучало, что стоимость может достигнуть и 20 млрд рублей.
Ожидалось, что до конца 2022 года документация по строительству оперного театра получит положительное заключение государственной экспертизы. Информации, что это произошло, на сегодняшний день не появилось. В Минстрое не прокомментировали, какой планируемый срок теперь актуален.
Глава региона подчеркивал, что нужно завершить проектирование оперного, так как на это уже выделены средства. «Дальше – если денег на все не хватит, надо выбирать. Третий мост через Каму или новая сцена театра? Старая, причем достаточно отличная», – добавил он.
Еще один давно обсуждаемый проект – аквапарк – в 2022 год вошел, имея потенциального инвестора. Иркутская компания «Востоксвязь» занималась расчетами финансовой составляющей и анализировала потенциальную посещаемость объекта.
В феврале 2022 года в СМИ появилась информация об отказе ООО «Востоксвязь» от строительства аквапарка в Перми. Причиной якобы стал длительный срок окупаемости. Эти данные не подтвердились. Накануне Нового года Фонд развития Пермского края и «Востоксвязь» создали совместную компанию для дальнейшей проработки проекта. Заявлено, что год уйдет на проектирование, а запуск объекта намечен на 2026-й.
В течение года власти также решили вопросы формирования участка под аквапарк. Для строительства выбрали площадку по ул. Калинина, 84 в Кировском районе и установили соответствующее зонирование.
2022-й стал годом открытия ТРЦ «iMALL Эспланада». Он начал работу до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, за что был наказан штрафом.
Девелопер многофункционального центра «Эспланада», частью которого является молл, сейчас продолжает строительство здания для пятизвездочного отеля и конгресс-центра. Возведение гостиницы притормаживалось из-за необходимости импортозамещения (в частности, итальянские лифты меняли на китайские), а затем возобновилось. Власти ставили вопрос о возможности открыть отель летом или хотя бы в октябре 2023 года, чтобы принять поток гостей юбилея Перми. После этого в пресс-службе девелопера прокомментировали, что завершить строительство планируется в конце 2023 года. Других публичных заявлений о сроках застройщик не делал.
Еще одна гостиница высокого класса строится на месте ДК «Телта» (ул. Окулова, 12). Застройщик также занимался заменой некоторых импортных материалов и оборудования, но продолжал работы на площадке. Кроме того, инвестор обсудил с краевыми властями второй этап проекта. Он включает строительство административно-делового центра и благоустройство территории.
Почти по соседству – в здании бывших казарм ВКИУ (ул. Окулова, 4) – планируется еще одна четырехзвездочная гостиница. Ее создание поддержала государственная корпорация Туризм.РФ. Наряду с Корпорацией развития Пермского края она вошла в состав учредителей ООО «Окулова, 4».
В 2022 году подписан договор на проектирование отеля. Подрядчик выполнил три этапа работ. Сданы результаты обследования здания, инженерные изыскания и объемно-планировочные решения. Ведется разработка проектной документации.
Ранее говорилось о намерении до конца года провести конкурсный отбор и определить оператора будущего отеля. Однако этого не произошло. Обе гостиницы на ул. Окулова планируется открыть в 2024 году.