Экономически обоснованный тариф на проезд в Перми снизился благодаря увеличению пассажиропотока до 205 млн человек в прошлом году. Ранее он был посчитан в размере 39 рублей, а сейчас составляет 36 рублей. Об этом рассказал первый вице-мэр Перми Эдуард Хайруллин на заседании городской Думы.
«Рост пассажиропотока в сравнении с 2021 годом составил 13 млн пассажиров. При этом нужно учитывать индексацию стоимости транспортной работы в 2023 году примерно. Она составит порядка 6,5 млрд рублей вместо 5,86 млрд рублей за 2022 год. Соответственно мы рассматриваем необходимость проиндексировать и тариф тоже», – пояснил он.
Согласно методике, утвержденной Пермской городской Думой, экономически обоснованный тариф рассчитывается исходя из затрат на оплату работы транспортных предприятий и пассажиропотока. Стоимость разовой поездки традиционно устанавливается ниже себестоимости. Так, с января 2022 года действует тариф 33 рубля – при его принятии экономически обоснованная величина составляла 35 рублей. Одновременно введена система льготных и гражданских проездных билетов, используя которые, пассажиры могут экономить на поездках.
Разница между доходами и расходами транспортной отрасли компенсируется из городского бюджета. В 2022 году дотация сложилась в размере 1,4 млрд рублей. Для сравнения: по итогам 2021 года кассовый разрыв составлял 2,2 млрд рублей. Улучшить финансовые показатели помогли и рекордный уровень пассажиропотока за последние три года, и пересмотр тарифа.
В городской администрации отмечают, что в 2022 году плановая индексация тарифа позволила развивать как маршрутную сеть, так и инфраструктуру. Благодаря запуску новых маршрутов и продлению существующих организованы новые транспортные связи между более чем десятью микрорайонами. Увеличился ежедневный выпуск транспорта на линию. В части улучшения инфраструктуры за год было установлено 40 новых навесов и павильонов, началось обустройство посадочных площадок.
В этом году департамент транспорта уже запустил новый автобусный маршрут №37, соединяющий микрорайоны Висим и Садовый, а также планирует открыть новый маршрут, следующий в ЖК «Погода», а также запустить экспресс-маршрут в микрорайоны Гайва и Заозерье.
Важное направление работы по увеличению доходной части бюджета – повышение собираемости платы за проезд. Сейчас пассажиры добросовестно оплачивают 82% поездок, 18% приходится на безбилетников.
Администрация Перми предложила ввести новый способ оплаты – с помощью мобильных агентов. Это представители юридических лиц или ИП, которые будут продавать билеты от имени МКУ «Гортранс» по агентскому договору.
Тему обсудили на круглом столе с участием депутатов Пермской городской Думы и представителей Контрольно-счетной палаты. Идея состоит в том, что мобильные агенты станут работать в зонах, где фиксируется большое количество безбилетных пассажиров.
«Такой сотрудник будет заходить в салон не на начальной остановке, а когда автобус уже заполнился пассажирами, большинство из них оплатили проезд и заняли места. Время работы агентов также будет строго определено – например, мы видим, что количество неоплаченных поездок увеличивается поздним вечером. Задача «мобильных агентов» – собирать выручку дополнительно к той, которую мы получаем от самостоятельной оплаты проезда», – рассказал первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.
Одной из предпосылок такого предложения стали результаты социологического опроса пассажиров. «Если вы не оплачивали проезд, то по какой причине?». Только 23% сказали, что они не хотели оплачивать, чтобы сэкономить. Большинство (77%) заявили, что было проблематично добраться до валидатора либо они не хотели отвлекать водителя. «Это те пассажиры, на которых мы ориентируемся, предлагая дополнительный способ оплаты. И здесь видим потенциал для дальнейшего увеличения собираемости платы за проезд», – отметил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.
В руководстве отрасли обращают внимание на необходимость увеличения объема транспортной работы.
«Вырос пассажиропоток, и на некоторых маршрутах автобусы перегружены и требуется запустить больше рейсов. Источник финансирования для этого – выручка от продажи билетов. Поэтому те 18% неоплаченных поездок, которые мы сейчас имеем, это ресурс для повышения доходности», – подчеркнул Анатолий Путин.
По предварительной оценке администрации, работа мобильных агентов способна принести 222 млн рублей в год, которые могут направить на развитие транспортной системы и улучшение качества перевозок.
Расчет доходности основан на эксперименте, проведенном силами сотрудников МУП «Пермгорэлектротранс». Они выполняли функции мобильных агентов и выяснили, что за смену у каждого получается продать в среднем 364 билета.
К работе агентами на постоянной основе, если такое решение будет принято, привлекут 176 человек. Комиссия организации-подрядчика, с которой МКУ «Гортранс» заключит агентский договор по итогам конкурсных процедур, может составить 42%. То есть от цены разового билета в 33 рубля бюджет получит 19 рублей. Эта сумма сопоставима со средней стоимостью одной поездки по безлимитному проездному при активном его использовании.
В ходе обсуждения обратили внимание на ряд рисков, связанных с работой мобильных агентов. В частности, высказывались опасения, что сотрудники могут повести себя некорректно, собирая деньги с добросовестных пассажиров, которые обычно оплачивали проезд самостоятельно, через стационарные валидаторы.
Чтобы выявить такие нарушения, предусматривается автоматизированный контроль зоны и времени работы агентов. Его достаточно легко наладить, поскольку система оплаты проезда позволяет получать информацию о том, в какое время какой агент какое количество билетов реализовал. А данные системы навигации показывают, находилось ли транспортное средство в той зоне, которая определена заказчиком. Помимо этого, планируется организовать выборочный контроль по записям с камер видеонаблюдения в салоне транспорта и силами сотрудников контрольно-ревизорской службы. Контрактом с подрядчиком, в штате которого будут работать мобильные агенты, планируется предусмотреть штрафы, их размер может доходить до 600 тыс. рублей за одно нарушение.
Участники круглого стола интересовались практической необходимостью введения агентов, обоснованностью расходов на финансирование их деятельности и возможностью повышения оплаты труда контролеров для дополнительной мотивации этих сотрудников.
Заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов отметил, что предложение вызвало оживленную дискуссию. «Найдено компромиссное решение: внедрить новый механизм в порядке эксперимента. Чтобы на практике выяснить, как наличие агентов в транспорте повлияет на поведение пассажиров и принесет ли их работа дополнительный доход бюджету», – рассказал он.
Тестирование планируется начать в апреле. Для определения условий эксперимента и контроля за ним формируется рабочая группа с участием депутатов гордумы. Представить согласованные итоги эксперимента предполагается до 21 августа 2023 года.