Автор: Кристина Суворова
Краевые власти подвели итоги аукционов на обслуживание межмуниципальных маршрутов на четыре-пять лет. Business Class собрал информацию по всем таким закупкам, которые были объявлены ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» с 15 ноября 2022 года и завершились вплоть до конца января.
За это время проведено 17 аукционов на право заключения долгосрочных контрактов, их начальная максимальная цена составила почти 2,2 млрд рублей. По результатам торгов подписано 14 соглашений о работе на 19 маршрутах на сумму почти два млрд рублей. Еще по трем лотам, в которые входят семь маршрутов, закупки не состоялись.
Предыдущие масштабные торги на обслуживание краевых маршрутов проводились в 2021 году. Новые контракты обеспечили переход на регулируемый тариф (его устанавливает Минтранс, а не перевозчик) и обновление транспорта. Крупные объемы работы получили пермские компании «Дизель» и «АААвто», ООО «Автобизнессистемы» с пропиской в Удмуртии. Рекордсменом по числу выигранных на аукционах маршрутов стала столичная «Автомания».
С ней же связан получивший широкую огласку эпизод. Когда настало время приступать к работе, сделать это московская компания не смогла, автобусы в нужном количестве на линии не вышли. Заказчик уведомил исполнителя о намерении расторгнуть контракты, по которым допущены нарушения. В начале февраля 2022 года сам перевозчик сообщил, что отказывается от всех 37 маршрутов разом. Власти заявили, что «Автомании» не хватило опыта, поэтому она не смогла договориться о лизинге. Перевозчик же сослался на экономические причины – мол, те расценки, по которым согласился работать осенью 2021 года, спустя полгода уже не дают рентабельности.
Однако остальные подрядчики продолжили работать в соответствии с подписанными пятилетними контрактами. А по тем маршрутам, которые «бросила» «Автомания», власти заключили короткие договоры. В некоторых случаях перевозчикам продлили свидетельства о праве работать по нерегулируемому тарифу. Проводились повторные аукционы, но значительную часть лотов удалось разыграть на пять лет не с первой попытки. Особенно это касается маршрутов, на которых курсируют автобусы большого класса. Теперь они обрели подрядчиков.
лот | маршрут | начальная (максимальная) цена контракта | цена, по которой заключен контракт | экономия | период работы | количество автобусов | класс автобусов | победитель |
1 | № 823 «Нефтяник – Песьянка» | 735 243 942,49 ₽ | 735 243 942,49 ₽ | 0 | 01.03.2023 - 01.06.2027 | 20 | большой | ООО «АААвто» |
2 | № 120 «ЖК «Медовый» – г. Пермь» | 386 433 198,30 ₽ | 386 433 198,30 ₽ | 0 | 26.04.2023 - 01.06.2027 | 11 | большой | ООО «Дизель» |
3 | № 485 «г. Пермь – д. Жебреи» | 71 665 209,98 ₽ | 71 665 209,98 ₽ | 0 | 01.02.2023 - 01.06.2027 | 3 | большой | ПКГУП «Автовокзал» |
4 | № 680 «г. Чусовой – г. Пермь» | 124 084 392,19 ₽ | 104 851 311,42 ₽ | 19 233 080,77 ₽ | 25.03.2023 - 01.06.2027 | 2 | большой | ООО «Автобизнессистемы» |
5 | № 231 «г. Кудымкар – д. Баранчиново« | 46 117 334,34 ₽ | 46 117 334,34 ₽ | 0 | 01.04.2023 - 01.06.2027 | 2 | средний | Щербинин Е.Н. |
6 | № 100 «д. Петровка – г. Пермь» | 19 808 105,53 ₽ | 19 808 105,53 ₽ | 0 | 01.12.2022 - 01.09.2025 | 2 | средний | ООО «Авто-Тех» |
7 | № 205 «Площадь Гознака г. Краснокамск – ст. Курья» | 290 076 702,51 ₽ | 290 076 702,51 ₽ | 0 | 01.03.2023 - 01.06.2027 | 8 | средний | ООО «Авто-Тех» |
8 | № 158 «г. Кунгур – с. Березовка» | 69 250 326,60 ₽ | 68 211 571,71 ₽ | 1 038 754,89 ₽ | 01.04.2023 - 01.06.2027 | 4 | малый и средний | Миронов Д.В. |
№ 555 «с. Березовка – г. Пермь» | 0 | |||||||
9 | № 101 «д. Большая Мось – г. Пермь» | 76 739 163,51 ₽ | 76 739 163,51 ₽ | 0 | 01.03.2023 - 01.06.2027 | 6 | малый и средний | ООО «Авто-Тех» |
№ 115 «г. Пермь – п. Сокол» | 0 | |||||||
№ 377 «ДК Лобаново – г. Перм (В. Муллы)» | 0 | |||||||
10 | № 242 «г. Чусовой – г. Лысьва» | 94 795 335,40 ₽ | 84 367 847,84 ₽ | 10 427 487,56 ₽ | 25.03.2023 - 01.06.2027 | 5 | малый | Введенских А. Г. |
11 | № 695 «с. Большая Соснова - г. Верещагино» | 18 025 323,26 ₽ | 18 025 323,26 ₽ | 0 | 07.05.2023 - 01.06.2027 | 2 | малый | Жужгов И.Ю. |
12 | № 119 «г. Оханск – г. Нытва» | 79 438 414,29 ₽ | 25.03.2023 - 01.06.2027 | 5 | малый | ни одной заявки | ||
№ 531 «г. Оханск – г. Очер» | 0 | |||||||
№ 725 «Оханск – Пермь (через Острожку)» | 0 | |||||||
№ 729 «Оханск – Пермь» | 0 | |||||||
№ 769 «д. Пономари – г. Пермь» | 0 | |||||||
13 | № 545 «п. Керчевский - г. Соликамск» | 35 422 375,47 ₽ | 35 422 375,47 ₽ | 0 | 01.04.2023 - 01.06.2027 | 2 | малый | ООО «Дизель« |
14 | № 733 «г. Пермь – д. Берег Камы (с/п Юго-Камский)» | 25 899 099,11 ₽ | 01.05.2023 - 01.06.2027 | 3 | малый | ни одной заявки | ||
15 | № 607 «г. Кудымкар – п. Чугайнов Хутор» | 18 889 645,50 ₽ | 11.03.2023 - 01.06.2027 | 2 | малый | ни одной заявки | ||
16 | № 324 «г. Кудымкар – д. Чинагорт» | 27 389 311,79 ₽ | 27 389 311,79 ₽ | 0 | 01.04.2023 - 01.06.2027 | 2 | малый | ООО «Автокомфорт» |
№ 325 «г. Кудымкар – д. Мосино» | 0 | |||||||
№ 326 «г. Кудымкар – д. Нижняя Волпа» | 0 | |||||||
17 | № 183 «г. Кизел – г. Губаха» | 27 528 323,85 ₽ | 27 528 323,85 ₽ | 0 | 01.12.2022 - 01.06.2027 | 3 | малый | ООО «Ю Транс Строй» |
Итого | 2 146 806 204,12 ₽ | 1 991 879 722,00 ₽ | 30 699 323,22 ₽ |
По итогам недавних торгов контракт на обслуживание маршрута №485 «г. Пермь – д. Жебреи» на 71,7 млн рублей получило краевое предприятие ПКГУП «Автовокзал». Оно приступило к работе с 1 февраля, сменив ООО «Дилижанс». Одновременно тариф на перевозку стал регулируемым. С 1 марта то же самое произойдет на направлении №823 «Нефтяник – Песьянка». Контракт на 735,2 млн рублей достался ООО «АААвто». Сейчас на этом маршруте работает ООО «Союз».
С 25 марта новый перевозчик – ООО «Автобизнессистемы» – начнет обслуживать маршрут №680 «г. Чусовой – г. Пермь», сменив предпринимателя Андрея Введенских. За право работать на этом направлении развернулась серьезная борьба. В ходе торгов начальная цена снизилась на 19,2 млн рублей (на 15%) – со 124 млн до 104,8 млн рублей. Значительное падение стоимости произошло и на аукционе по маршруту №242 «г. Чусовой – г. Лысьва». Его Андрей Введенских смог сохранить за собой на следующие пять лет, снизив стартовую стоимость контракта на 10,4 млн рублей (11%).
Маршрут №120 «ЖК «Медовый» – г. Пермь» продолжит обслуживать компания «Дизель» С 24 апреля с ней же заключат долгосрочное соглашение – до мая 2027 года.
Все перечисленные маршруты входили в пул, с которым выйти на рынок Пермского края бесславно пыталась «Автомания». Из всех 37 ее направлений еще не разыграны «вдолгую» и продолжают работать по нерегулируемому тарифу №675 «г. Кунгур – г. Пермь» и №676 «г. Кунгур – г. Лысьва». Некоторые маршруты в Кудымкарском округе обслуживаются по коротким контрактам.
Часть лотов с историей «Автомании» не связана, но имеет похожую судьбу. Например, повторно выставлены на торги маршруты из Оханска, по которым в 2021 году заключили пятилетний контракт с пермской компанией «Авто-Тех». Еще до начала работы его расторгли по соглашению сторон. Сейчас желающих обслуживать эти направления (№№119, 531, 725, 729, 769) с конца марта 2023 года до лета 2027 года не нашлось. До конца марта действует контракт с ООО «Оханское ПАТП».
Кроме того, не состоялись закупки по еще двум лотам – в них входят маршруты №607 «г. Кудымкар – п. Чугайнов Хутор» и №733 «г. Пермь – д. Берег Камы (с/п Юго-Камский)». Ни действующие, ни другие перевозчики заявок на работу по долгосрочному контракту не подали.
Дмитрий Махонин сделал замечание главе Кизела за допущенный транспортный коллапсВласти пересмотрели стоимость транспортной работы – по сравнению с аукционами 2021 года она увеличилась. На вызвавших конкурентную борьбу маршрутах №242 и №680 цена автокилометра составляла 30-55 рублей. Сейчас – от 49 до 57 рублей на одном направлении и от 100 до 117 рублей на втором. Другой пример: контракт по маршруту №823 в апреле 2022 года был выставлен на торги за 510 млн рублей – и безуспешно. Теперь цена – 735 млн рублей, и подрядчик нашелся.
Стоит отметить еще одно изменение в подходе к формированию начальной цены. Раньше в нее не включались расходы на оплату услуг автовокзалов, они компенсировались дополнительно. Сейчас они «зашиты» в стоимость контракта и составляют 10%. Нужно учитывать также отличия самих маршрутов – междугородние с большим пробегом традиционно более привлекательны для бизнеса, чем пригородные и городские, на которых автобусы за день проезжают меньше. Причииа – большие объемы работы позволяют экономить на постоянных затратах и снижать издержки.
В целом нынешние расценки по краевым перевозкам участники рынка оценивают позитивно. «При такой стоимости работы вполне возможно работать нормально и с прибылью», – отметил он. Если говорить о примере маршрута №680, конкуренция обусловлена несколькими факторами. Во-первых, наличие свободных автобусов у перевозчиков – для работы по этому контракту нужно всего две машины. Во-вторых, это действительно хорошая цена за километр», – считает Андрей Биневский, директор компании «Дизель». При этом собеседник подчеркивает, что этот кейс – одно из немногих исключений. Большинство контрактов все-таки распределили без снижения цены.
Сложнее дела обстоят с исполнением тех контрактов, которые заключены в 2021 году. «Когда просчитывали экономику перед участием в тех торгах, были основания надеяться, что удастся выйти в небольшой плюс. С тех пор многое поменялось, и закончить те пятилетние контракты «в ноль» – уже непростая задача», – говорит Андрей Биневский.
В новых аукционах участвовали те, у кого уже имеется подходящий подвижной состав в полном объеме, либо докупить нужно чуть-чуть. «Сейчас есть сложности с приобретением новой техники в определенные сжатые сроки. Кроме того, автобусы стали дороже», – пояснил перевозчик.
Для работы по новым контрактам требуются автобусы не старше трех лет, которые соответствуют экологическому классу не ниже «Евро-4». Они должны быть оснащены системами навигации, видеонаблюдения, речевого информирования, медиапанелями и кондиционерами.