Условия, в которых приходится работать пермским автошколам, стали ощутимо сложнее за последний год, утверждают их руководители. Они отмечают, что события февраля и осени 2022 года привели к снижению потока обучающихся. Вместе с ростом цен на автомобили, запчасти и страховку это привело ухудшению финансовых показателей работы автошкол. Некоторые автошколы уже подняли стоимость на свои услуги, другие планируют это сделать в 2023 году.
Арсен Аракелян, замдиректора «Центральной автошколы Перми», рассказывает, что поток обучающихся в 2022 году заметно сократился. По мнению директора автошколы «За рулем» Алексея Букина, отток курсантов в большей степени стал заметен уже после объявления о начале частичной мобилизации в сентябре 2022.
«Осенью люди начали чаще направлять деньги не на обучение, а на более жизненно важные цели. Начался возврат денег», – поясняет Алексей Букин.
Данные представителей автошкол подтверждает статистика, предоставленная Управлением Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю. Согласно ей, за 11 месяцев 2022 года количество желающих сдать экзамен на водительские права снизилось более чем на 16% – до 12,8 тыс. человек. В январе-ноябре 2021 года в экзамене приняло участие 15,3 тыс. человек.
Мало того, что снижение количества клиентов привело к уменьшению доходов автошкол, так и расходы заметно выросли, сетуют руководители автошкол.
«По автомобилям, на которых проходит обучение, есть постоянные расходные статьи: педали сцепления, тросы сцепления, тормозные колодки… Обслуживание иномарок из Европы в этом плане подорожало в среднем в два раза, корейских, японских и отечественных машин – примерно в полтора раза», – рассказывает Арсен Аракелян.
Вместе с ростом стоимости обслуживания растут и расходы на страхование, отмечают представители автошкол. По их словам, необходимое для учебных автомобилей страхование гражданской ответственности на неограниченный круг лиц в Перми за год подорожало примерно в полтора раза – сейчас цены на него могут превышать 50 тыс. рублей в год. При этом до 2021 года ГИБДД не требовало такой страховки, напоминает Алексей Букин: раньше инструктор в Перми мог оформить страховку на себя максимум за 7 тыс. рублей в год.
Собеседники Business Class отмечают, что в ряде случае инструкторы работают на своих машинах и содержат их за свой счет. «В связи с ростом их расходов нам приходится повышать им заработную плату – от этого зависит качество обучения. По той же причине дорожают и дополнительные часы», – резюмирует Алексей Букин.
Арсен Аракелян обращает внимание, что автошколы, несмотря на падение спроса, продолжают нести прежние, весьма существенные, затраты на аренду помещений – они выросли вместе с удорожанием коммунальных услуг. Эти расходы не удалось снизить ни во время первого оттока курсантов во время коронавирусной пандемии, ни сейчас.
Все перечисленные факторы в итоге ведут к росту цен на обучение, говорят представители автошкол.
Арсен Аракелян рассказывает, что последний раз цены в «Центральной автошколе Перми» подняли еще в январе 2022 года. Весь год права категории B можно было получить за 25 тыс. рублей, но дополнительно клиентам предлагали скидки и рассрочки. Однако, по прогнозам Арсена Аракеляна, в 2023 году можно ожидать дальнейшего роста цен на услуги автошкол. «Другого выхода просто не останется», – заявляет он.
В автошколе «За рулем» цены на обучение в 2022 году поднимали дважды, суммарно на 5 тыс. рублей, хотя до этого они не росли с 2016 года, отмечает Алексей Букин. В ближайшие полгода вновь поднимать стоимость своих услуг в автошколе не планируют.
В апреле 2021 года был введен новый регламент сдачи экзамена на получение водительских прав. В автошколах рассказывают, что после этого статистика сдачи заметно ухудшилась. В ГИБДД уточнили Business Class, что в 2022 году с первого раза практический экзамен сдали лишь 4% претендентов на права, хотя еще в 2021 году таких было 13,7%.
Представители автошкол поясняют, что причина – заметное увеличение сложности экзамена. Проверяемых элементов стало больше, а «площадку» объединили с «городом». Кроме того, были отменены заранее известные маршруты. При этом раньше для успешной сдачи практики можно было получить до пяти штрафных баллов на каждом этапе, теперь – те же пять баллов на весь экзамен.
«Для курсантов это дополнительное волнение, из-за чего с первого раза сдают реже», – говорит Алексей Букин. Арсен Аракелян рассказывает, что поначалу на практические занятия возникли большие очереди – студентам автошкол потребовались дополнительные часы. Со временем автошколы адаптировались к изменениям, система контроля и расчета дополнительных занятий была изменена, но очереди все еще иногда возникают.
Усложнение экзамена в какой-то мере заставляет людей относиться к получению прав ответственнее, считает Арсен Аракелян. Ценность водительского удостоверения сильно выросла, в том числе и в денежном выражении.
«Вы потратите на обучение в среднем 25 тыс. рублей, еще примерно по 1,5-2 тыс. рублей за медкомиссию и госпошлину. Плюс, если не сдали, понадобятся деньги на дополнительные занятия, а также каждую дополнительную попытку сдачи экзамена. В итоге реальная сумма обучения может дойти до 40-50 тыс. рублей. Только счастливчики получают права с первого раза», – объясняет он.
Арсен Аракелян отмечает, что автошколы ждут от Министерства образования изменений и в программе обучения – хотя бы увеличения часов практики.
«Сложно сказать, окажет ли принятый в 2021 году регламент должный эффект – обучение изменилось не сильно, часов не прибавилось. И все равно, так было всегда, водитель набирается опыта уже после получения прав, когда сам «накатает» год, два, три. А за 56 часов профессионалом стать в любом случае невозможно», – рассуждает Алексей Букин.