С чего начиналось «Пермалко»?
У завода богатая история. В 1889 году купец первой гильдии Иван Николаевич Суслин приобрел участок земли на берегу Камы и начал строительство спирторектификационного водочного завода. Через четыре года на волне промышленного бума министр финансов Сергей Витте уполномочил управляющего акцизными сборами Пермской губернии приобрести в казну спиртоочистительный завод в Перми с условием, что «казна может производить на заводе все приспособления, необходимые для увеличения силы завода до 650 тысяч ведер, считая на полугар». Одновременно, весной 1894 года, приобретался смежный с заводом участок городской земли. Летом сделку оформили за 40 тысяч рублей серебром.
Торжественное открытие пермского казенного спиртоочистительного завода состоялось 1 января 1895 года, тогда же началась казенная продажа вина в Пермской губернии.
В этом же году по Российской империи путешествовали представители известной французской фотостудии De Jongh Freres, из местечка Neuilly под Парижем. Они снимали императорскую семью, военные части, фабрики. Именно их авторству принадлежит первое фото коллектива завода в Перми.
Дальнейшее развитие предприятия неразрывно было связано с историей страны. Завод пережил Великую Отечественную войну и антиалкогольную кампанию в середине 80-х годов.
Крепость качества и традиций
Новейшая история
Из спиртоочистительного завода в XIX веке предприятие превратилось в современное производство. В наши дни здесь действуют четыре линии розлива, оснащенные новейшим оборудованием. Задействованы как исторические, так и новые здания. На заводе работают 326 человек.
АО «Амбер Пермалко» традиционно входит в ТОП-300 предприятий Пермского края, который составляет Business Class. По итогам 2022 года завод добился рекордных показателей, произвел более 1,8 млн декалитров, это самый высокий объем производства за всю историю, сообщили на предприятии. Если в 2015 году предприятие занимало в рейтинге производителей алкогольной продукции России 27-е место, то в 2022-м пермская компания поднялась на 17-е место. Всего в России 84 производителя водки и ликеро-водочных изделий.
«Добиться рекордных показателей удалось за счет увеличения представленности брендов в федеральных сетях, предложения конкурентоспособной цены и высокого качества продуктов», – уверены в АО «Амбер Пермалко».
Финансовые показатели также побили рекорды. И это результат слаженной работы всей команды, объяснили на предприятии. В прошлом году выручка пермского производителя до налогообложения превысила 7 млрд рублей. Предприятие – один из крупнейших налогоплательщиков края, поступления по налогам в бюджет составили 4,6 млрд рублей, в том числе акцизов – 3,7 млрд рублей. Чистая прибыль акционерного общества составила 113 млн рублей.
Вызовы и перспективы
В 2022 году АО «Амбер Пермалко», как практически все производители в России, столкнулось с проблемами поставок импортных комплектующих и экспортом продукции. «Важно было удержать долю рынка, быстро отреагировать на сбои в поставках комплектующих и переориентировать экспортные продажи. Мы с этими задачами успешно справились и продемонстрировали рекордные показатели», – рассказали на предприятии.
На 2023 год запланированы амбициозные проекты. Намечен вывод на рынок новых брендов, расширение работы с федеральными сетями, с другими регионами.
Сегодня продукция пермского производителя представлена во всех регионах России – от Калининграда до Владивостока. Практически половина (45%) отгруженной продукции приходится на федеральные сети («Красное & Белое», «Пятерочка», «Магнит», «Монетка», «Лента», «Ашан» и другие), больше четверти (27%) продается в Пермском крае.
На предприятии уверены, что в наши дни конкуренция происходит между брендами на полках магазинов. «Клиенты обращают внимание на цены, качество, визуальную составляющую. Насколько популярна продукция на полке, настолько успешно и само предприятие», – пояснили в «Амбер Пермалко».
Предприятие отслеживает тренды рынка и занимается развитием органических брендов. Спрос на них растет последние несколько лет. «Тенденция наблюдается не только в категории «алкоголь», потребитель стал более тщательно подходить к выбору продуктов. Важно, чтобы продукция отвечала требованиям в части законодательства производств органической продукции», – рассказали в «Амбер Пермалко».
Отдельное внимание предприятие уделяет экспорту. Несмотря на геополитическую ситуацию и введение санкций, в 2022 году удалось сохранить долю экспортных поставок. Бренды пермского производителя можно найти в Южной Корее, Китае, Таиланде, но основной объем уходит в Армению и Казахстан.
На 2023 год запланированы мероприятия, направленные на увеличение производственных мощностей.
Еще одно перспективное направление, к которому намерено подключиться предприятие, – промышленный туризм.
К юбилею Перми «Амбер Пермалко» планирует запустить экскурсии на предприятие с посещением производственной площадки и дегустационного зала.
Жители и гости города смогут узнать об истории завода и Перми, ознакомиться с современным производством. Для этого планируется привлекать профессиональных гидов и туроператоров.
«ПРОДЭКСПО» – 2023. Поиск новых рынков сбыта ведется регулярно. Среди крупных мероприятий – ежегодное участие в международной выставке «ПРОДЭКСПО».
«Встречаемся с действующими и потенциальными партнерами. В этом году провели в рамках выставки более 250 встреч с дистрибьюторами, представителями федеральных сетей, рекламных агентств и поставщиков комплектующих», – поделились в «Амбер Пермалко».
Показатель качества
В 2022 году компания «Амбер Пермалко» успешно прошла инспекционный контроль со стороны Росаккредитации, подтвердила компетентность аккредитованной лаборатории. Получила новый сертификат соответствия системы требованиям международного стандарта ISO 22000:2018, проведен очередной сертификационный аудит системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
Наличие органических продуктов в портфеле «Амбер Пермалко» обязывает ежегодно подтверждать соответствие требованиям государственного стандарта органической продукции, проходя инспекционный контроль качества со стороны Роскачества.
Еще одним из институтов оценки качества являются профессиональные дегустационные конкурсы. Один из брендов «Амбер Пермалко» в 2021 году в Лондоне завоевал высшую награду TROPHY. На выставке «ПРОДЭКСПО» в этом году новый бренд был удостоен звания «Звезда ПРОДЭКСПО» и получил две золотые медали за превосходное качество.
Кадры решают
Многолетняя история предприятия научила бережно относиться к традициям. В 2017 году сотрудники повторили легендарное фото коллектива, выполненное в точности как снимок 122-летней давности.
Кадровая политика нацелена на поддержание корпоративного духа. В день работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ежегодно объявляются благодарности сотрудникам, фотографии лучших сотрудников помещены на Доску почета. Зимой для работников проводятся зимние развлечения – соревнования по подледному лову, посещение курорта «Такман», а летом любители активного отдыха сплавляются по рекам Урала, участвуют в парусной регате «Акула Яхтинг», осенью – походы в лес за грибами.
Администрация завода с уважением относится к старшему поколению и в День пожилого человека встречает пенсионеров на заводе. Стоит отметить, что за многолетнюю историю сформировались целые семейные династии, которые работают на «Амбер Пермалко» на протяжении нескольких поколений. Среди таких – династия Шляпниковых, Гайнуллиных, Бушуевых. Общий стаж каждой семейной династии насчитывает от 90 до 100 лет. За многолетний плодотворный труд, преданность профессии, сохранение преемственности поколений и семейных традиций предприятие поощряет сотрудников.
Не менее важная задача – привлечение новых кадров. Для реализации этой цели «Амбер Пермалко» использует все доступные способы: размещение вакансий на популярных сайтах, информирование и поиск среди контактов сотрудников, в социальных сетях, на профессиональных форумах и бирже труда, в печатных СМИ. Активно предприятие работает с вузами и центром занятости.
Подход предприятия к кадровой политике привел к низкой текучести специалистов. По итогам прошлого года показатель составил 2%. На предприятии понимают, что соискателю очень важно чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Поэтому сотрудникам предлагают официальное трудоустройство, «белую» зарплату и все полагающиеся социальные выплаты, а также обучение и возможность карьерного роста.
Одна из самых лучших мотиваций – комфортная и эффективная рабочая среда. На заводе уверены: сотрудникам должно быть приятно находиться в коллективе, тогда они смогут разделять миссию и ценности компании, понять, что являются ее частью.