​От чистой меди до гаубицы громкой. Рассказываем историю «Мотовилихинских заводов»​

В преддверии 300-летия Перми Business Class совместно с Владимиром Веретёновым, заведующим Музеем пермской артиллерии, где хранятся многочисленные экспонаты «Мотовилихинских заводов», подготовил историю одного из первых промышленных предприятий в истории столицы края. О том, с чего все начиналось, что завод пережил вместе с постепенно развивающимся городом, в чем принял активное участие, к чему все пришло и какое будущее ждет завод

Корни из меди

Мотовилихинские заводы – это прапраправнук того самого Мотовилихинского медеплавильного завода, что долгое время проработал бок о бок с началом всех начал Перми – Егошихинским медеплавильным заводом. Мотовилихинский медеплавильный завод в 1736 году заложил Василий Никитич Татищев, тот же самый человек, который в 1723 году основал и Егошихинский медеплавильный завод, давший начало городу Перми. Примечательно, что новый завод, построенный в устье речек Большой Мотовилихи и Малой Мотовилихи, располагался всего в четырех верстах от Егошихи. Мотовилихинский медеплавильный занимался выплавкой меди из медистых песчаников. У него была богатая ресурсная база, десятки рудников. Готовой же продукцией завода являлась штыковая медь – бруски металла, которые потом отправляли на другие предприятия Российской Империи, где из них чеканили монеты и отливали бронзовые пушки. В таком виде завод проработал 127 лет и закрылся в 1863 году. Причины просты – близлежащие рудники истощились, а государство понемногу отказывалось от монет в пользу бумажных ассигнаций.

Тем временем в Перми появился телеграф, а улицы начали освещать керосиновыми лампами. Но история предприятия продолжила развиваться. После закрытия медеплавильного завода в 1863-64 годах появятся сталепушечный и чугуннопушечный заводы. Как два самостоятельных предприятия они просуществуют не так долго – в 1871 году их объединили. Так появились Пермские пушечные заводы, имя которых сохранится вплоть до революции 1917 года. Тут нужно отметить, в чем именно выражена преемственность. Во-первых, значительная часть рабочих бывшего завода перешли на работу на новые предприятия. И, во-вторых, металл для самой первой мотовилихинской пушки как раз таки готовился в горнах еще старого медеплавильного завода.

Немалое наследие оставили они после себя. Если говорить о Мотовилихинском медеплавильном заводе, то после закрытия от него остался заводской пруд и здание заводской конторы, которое в перестроенном виде дошло до наших дней. Мотовилихинский пруд же сегодня по праву считается старейшим искусственным водоемом нашего города. Рядом с прудом сегодня разбит парк под названием «Райский сад» – это то самое место, где когда-то стоял Мотовилихинский медеплавильный.

Силой электричества сплавим пароход

Текли годы, состоялось объединение заводов. В губернской столице улицы освещают уже не керосином, а газом, открываются Алексеевское реальное училище и первый специализированный книжный магазин Юзефа Пиотровского. В то же время на промышленном небосклоне разгорается новое светило – Николай Гаврилович Славянов, один из самых известных горных начальников Пермских пушечных заводов. Изобретатель не только электрической сварки, но также инициатор создания первой электростанции на территории предприятия. Первая городская электростанция появилась в Перми только в 1902 году, в то время как Славянов создал свою на территории завода еще в 1886 году. Там были установлены две динамомашины, обеспечивающие электрическое освещение нескольким фабрикам и позволяющие самому Славянову экспериментировать в области сварки. «Мотовилихе» вообще очень сильно повезло с горными начальниками в XIX веке. Это и Николай Васильевич Воронцов, и Сергей Алексеевич Строльман, и, собственно, сам Славянов. Уникальный, неутомимый изобретатель. Он не только успел создать электроплавильник, но и разработал технологию электрического уплотнения металлов, очень важную для металлургии и не имевшую аналогов в то время. Только сам Николай Гаврилович с 1888 по 1897 годы успел сварить свыше 1,6 тыс. разных изделий. А мы тем временем все ближе и ближе к еще одному переломному моменту в истории завода и региона. Но пока – конец XIX века. В регионе активно строят железные дороги, в Перми открывается множество учреждений искусства и культуры. Пермские пушечные заводы на тот момент по своей основной задаче – выпуску разных артиллерийских систем и производству боеприпасов – продолжали исправно выполнять заказы. Но есть и любопытный факт. Для нужд завода построили верфь, и на ней началось строительство речных пароходов. До начала XX века со стапелей Пермских пушечных заводов сошло около 60 пароходов. Это были и пассажирские, и буксирные, и грузовые корабли. Все знают братьев Каменских, которые занимались в Перми развитием пароходства, а вот о Мотовилихе часто забывают. Многие из этих пароходов стали постоянно курсировать между Мотовилихой и Пермью, отправлялись в другие поселения. И здесь же в 1889 году был построен крупнейший буксирный пароход в Российской Империи – «Редедя – Князь Косожский».

Бунтарский период

И вот мы добрались до 1917 года и Гражданской войны. Предприятие начало строить бронепоезда, превращать суда гражданского речного флота в боевые. Пермь вместе с Мотовилихой повторно успели побыть в центре революционной жизни государства, когда в декабре 1918 года происходит знаменитая Пермская катастрофа, и войска Колчака захватывают оба населенных пункта. К слову, даже сам адмирал побывал на заводе в феврале 1919 года, осматривал цеха. Но в июле красные вновь берут верх и окончательно выбивают белогвардейцев с этих территорий. Устанавливается советская власть. Положение завода было непростым. Во-первых, происходит отток инженеров вслед за белогвардейцами, ведь многие не поддерживали новую власть. Во-вторых, остро ощущалась нехватка рабочих после окончания Гражданской войны. Даже вставал вопрос о закрытии завода как нерентабельного предприятия. Но была группа людей, которые считали, что предприятию требуется не полный снос, а капитальная реконструкция. В результате в конце 20-х годов завод переживает свое второе рождение. Отчасти как и сама Мотовилиха. Центр ее жизни переносится в строящийся микрорайон Рабочий поселок – комплекс из нескольких десятков зданий, преимущественно трех-, четырехэтажных, которые предназначались для рабочих завода. Кроме жилья организовали и соцкультбыт. Построили новые образовательные учреждения, диспансер, фабрику-кухню, баню-прачечную, гостиницу «Металлург», даже цирк успели деревянный построить. Разбили несколько скверов, установили фонтаны. На территории самого завода возвели несколько новых цехов, переоборудовали часть старых. К концу 30-х годов завод с одноколейной железной дороги перешел на широкую колею.

Творцы богов войны

Но пришла война – Великая Отечественная. Она оставила ощутимый отпечаток не только на заводе, но и на самом городе, так как Молотов (название Перми в 1940-1957 годах) был одним из центров эвакуации. Сюда прибывают свыше 120 предприятий, которые распределят по территории всей Молотовской области. Больше 60 предприятий разместили непосредственно в Молотове, пять из них – непосредственно на заводе. Вместе с ними появляется и большое количество рабочих с заводов №8 (Подлипки, Подмосковье), №221 (Сталинград), №352 (Новочеркасск), завод имени Кирова, завод имени Кагановича (Москва). Кроме того, именно в это время из ленинградских «Крестов» в Мотовилиху отправляют особое техническое бюро, которое состояло из заключенных конструкторов. Среди них был Михаил Юрьевич Цирульников, который в дальнейшем станет легендарным конструктором Мотовилихи. С 1946 года его назначат на должность главного конструктора завода, которую он будет занимать вплоть до 1958 года.

За годы Великой Отечественной войны мотовилихинцы изготовили свыше 48,6 тыс. орудий – четверть всех артсистем Красной Армии. Даже для сегодняшних производственных мощностей это невероятно большой объем.

И для добытчиков, и для защитников

Война закончилась, Молотов менялся. Настолько, что однажды снова стал Пермью. Появился нефтеперерабатывающий завод, достроили Коммунальный мост, а космонавты Леонов и Беляев сели на своем «Восходе» где-то в 200 км от столицы региона. В это же время экстренно переналаженная на военные рельсы экономика государства постепенно перетекала в мирное русло. Если говорить о продукции гражданского назначения, то Государственный союзный завод №172 имени В.М. Молотова (такое название тогда носило предприятие) в это время наладил сотрудничество с нефтяниками. Предприятие стало выпускать турбобуры и долота – те инструменты, которые используются для бурения нефтяных и газовых скважин. Причем мотовилихинский турбобур отличался достаточно высоким качеством. В 1956 году США и ФРГ приобрели лицензию на их производство. Годом позже завод получит еще одно новое имя – Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина. Удалось возвратиться и к тем проектам, которые завод начинал в 30-е годы – драгам и экскаваторам. Драги на заводе выпускали вплоть до 70-х годов. Экскаваторы были уже не паровыми, а дизельными. И в отличие от тех нескольких несчастных десятков, которые создали в начале 30-х, уже к середине 50-х годов удалось выпустить свыше трех тысяч машин. Но основная продукция предприятия все же не изменилась. В 50-е и 60-е годы развивалось ракетостроение: не случайно на площадке музея «Мотовилихинских заводов» установлены ракеты Р-12 и РТ-2 – завод занимался их производством. В это же время разрабатываются реактивные системы залпового огня. Одна из первых – РСЗО «Град». Боевые и транспортно-заряжающие машины завод начал изготавливать с конца 60-х годов. Наконец, конструкторский коллектив завода в лице многих талантливых специалистов, под руководством главного конструктора, им с 65-го года был Юрий Николаевич Калачников, работали над развитием как ствольной, так и реактивной артиллерии. Созданная мотовилихинскими конструкторами техника состоит на вооружении РФ и по сей день: это РСЗО «Ураган» и «Смерч», артсистемы «Нона», «Мста», миномет «Тюльпан»… Впрочем, перечислять можно долго.

Пережить лихое время

Но за затишьем следует буря – настали 90-е. Мотовилихинские заводы в 1992 году обрели тот вид, который известен нам сегодня – АО «Мотовилихинские заводы». На тот момент здесь трудились свыше 20 тысяч человек. И здесь нужно подробнее остановиться на предпосылках к приватизации завода. В конце 80-х годов некоторые цеха начали работать по коллективному подряду, а в дальнейшем, к началу 90-х годов, стали образовываться первые арендные предприятия. Директор завода Юрий Андреевич Булаев видел, так скажем, свой план по сохранению завода именно в дроблении его на арендные предприятия. То есть логика была проста – если завод сохранится как большой промышленный комбинат, он достаточно быстро обанкротится. Потому что резко в конце 80-х годов сократился гособоронзаказ, предприятие практически перестало выпускать военную технику, лишилось значительной доли доходов. В качестве альтернативы предлагалось развивать производство гражданской продукции, о которой я чуть раньше сказал. Заменить пушки стиральными машинами или ветроэнергетическими установками – это, конечно, классно. Но без опыта, без рынков сбыта в первое время могло создать очень большие трудности. Завод превращался в колосса на глиняных ногах. Однако появление в то время арендных предприятий на территории такого крупного комбината давало им некоторую самостоятельность, возможность искать заказы «на стороне», при этом продолжая подчиняться материнской компании. Руководители этих предприятий были заинтересованы в сохранении и развитии своих производств, за счет чего завод каким-то образом смог продержаться все 90-е годы.

На 300 лет вперед

Позади почти 300 лет, мы в сегодняшнем дне. Несмотря на все проблемы и вызовы современности, в наши дни «Мотовилихинские заводы» объединяют металлургические и машиностроительные производственные мощности. Гражданский дивизион предприятия – «Мотовилиха – гражданское машиностроение» («МГМ») выпускает металлургическую продукцию, нефтепромысловое и буровое оборудование. Военный дивизион «Мотовилихинских заводов» – «Специальное конструкторское бюро» («СКБ») – производит технику оборонного назначения: артиллерийские орудия, реактивные системы залпового огня. Последние несколько лет стали для «Мотовилихинских заводов» чрезвычайно плодотворными. Технологам предприятия удалось освоить новые, востребованные на рынке металлургические продукты. «МГМ» наладило производство специальной стали, из которой возможно производство деталей для энергоблока нового поколения. Кроме того, завод сумел освоить изготовление длинномерных немагнитных бурильных труб, производство хладостойкого вида судостроительной стали, которая используется для строительства судов специального назначения, а также в атомных ледоколах. И еще через 300 лет завод не канет в Лету, история «Мотовилихинских заводов» точно не прервется, несмотря ни на что. У предприятия есть необходимый потенциал и мощности для обеспечения российского рынка новыми металлургическими продуктами. Дело за малым – взрастить поколение, которое еще больше укрепит фундамент заводов и обеспечит ему место в истории на долгие десятилетия вперед.


Бесспорным символом нового артиллерийского завода можно назвать пермскую Царь-пушку. Это двадцатидюймовое чугунное орудие, которое сегодня установлено перед входом в музей «Мотовилихинских заводов». В отличие от московской Царь-пушки, которая, как известно, не сделала ни одного выстрела, орудие чугунно-пушечного завода на испытаниях произвело 313 выстрелов ядрами, вес которых составлял 459 килограммов. Дальность стрельбы орудия составляла 1 километр 280 метров – ядра перелетали через Каму, так как испытательный полигон Пермских пушечных заводов находился на берегу реки. Сегодня пермские орудия XIX века можно увидеть в других военных отечественных музеях и на территории других государств, в музеях и в фортах.