На площадке Законодательного Собрания Пермского края состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований региона. Ключевыми темами стали борьба с дефицитом врачей и медработников, а также транспортная реформа.
Первый заместитель министра здравоохранения Пермского края Евгений Рожнев рассказал депутатам об итогах развития сферы здравоохранения в 2022 году. Поводом для обсуждения стал вопрос обеспеченности кадрами медицинских учреждений Прикамья.
По информации министерства, региональные медучреждения укомплектованы врачами на 87,7%; средним медперсоналом – на 89,7%. Потребность в кадрах на сегодня составляет 900 врачей и около 1,5 тыс. медсестер и фельдшеров.
Для привлечения специалистов в сферу здравоохранения в Пермском крае действуют несколько программ. Кроме федеральных «Земский доктор» и «Земский фельдшер», с 2022 года запущена программа «Медицинские кадры Прикамья». В территории, где отмечается особая потребность во врачах и среднем медперсонале, из краевого бюджета направляют финансы для дополнительных выплат прибывающим врачам и фельдшерам. В прошлом году на получение единовременных компенсационных выплат врачам претендовали специалисты из 22 муниципалитетов, фельдшеры – из 16. Выплаты были предоставлены 88 врачам и фельдшерам в размере от одного до двух млн рублей. Общий объем выплат составил 160 млн рублей. С 2023 года перечень территорий расширен: компенсацию смогут получать врачи из 31 муниципального образования, фельдшеры – из 28. Многие муниципалитеты организуют дополнительную поддержку медицинских работников, пожелавших работать в территориях. Например, выделяют им служебное жилье или компенсируют стоимость аренды квартиры.
В прошлом году депутаты краевого парламента поддержали инициативу губернатора Дмитрия Махонина о предоставлении земельных участков молодым специалистам в качестве дополнительной меры поддержки. С 2023 года земельные участки будут предоставляться работникам здравоохранения для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тысяч человек.
Спикер Законодательного Собрания и председатель Совета представительных органов Валерий Сухих считает, что бесплатный участок под ИЖС может стать значимым аргументом в пользу решения начинающего врача остаться работать в сельской местности. «Эта мера значительно дополнит спектр программ, которые уже работают в нашем регионе», – отмечает г-н Сухих.
Кроме прямых мер поддержки количество целевых договоров в Пермском медицинском университете им. Вагнера увеличено на 10%. В этом году у абитуриентов появилась возможность заключения договоров целевого обучения на лечебном и педиатрическом факультетах Ижевской государственной медицинской академии.
По информации Минздрава, в регионе продолжается модернизация первичного звена: обновляется медицинское оборудование в районных поликлиниках, сельских врачебных амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах, закупается спецтранспорт, проводится капитальный ремонт медучреждений. В прошлом году ремонт завершен в 48 объектах, в 2023 году работы завершат еще в 43. Новые поликлиники строятся в Полазне, Углеуральском, Осе, Соликамске, Фролах, Кондратово, Чусовом и Перми.
Татьяна Горбунова, председатель Думы Карагайского муниципального округа, отметила изменение состояния здравоохранения на селе в лучшую сторону. «Как заведующая Карагайской районной поликлиникой, я это вижу. В учреждение поступают новое оборудование, автотранспорт для нужд поликлиники; реализуются программы по привлечению кадров. Улучшились не только условия работы сотрудников, но и качество обследования пациентов. В результате смертность от социально значимых и хронических заболеваний неинфекционного характера в округе снизилась».
Краевое Министерство транспорта представило информацию о ходе транспортной реформы. За период 2020-2026 годов на межмуниципальных маршрутах в общей сложности обновят 387 автобусов.
Краевые власти выбрали подрядчика для строительства съезда с ул. СтроителейЗаместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов рассказал, что на сегодняшний день средний возраст автобусов снижен с 20 до трех лет. Вместе с муниципалитетами Минтранс ведет работу по регулированию маршрутов, обустройству остановочных пунктов, выработке расписания движения транспорта с учетом режима работы социальных учреждений и пересадки с одного рейса на другой.
Местные депутаты и правительство признают, что выстраивание наиболее эффективной, с точки зрения экономики и удобства граждан, логистики некоторых маршрутов еще в процессе. Парламентарии заострили внимание на нелегальных перевозчиках на линии, недостаточном количестве остановочных пунктов и отсутствии возможности приобретения билетов на транзитные маршруты заранее.
Валерий Сухих отметил, что реализация новой транспортной модели должна проходить максимально комфортно для жителей края: «Ежедневно общественным транспортом пользуются сотни тысяч жителей. Для многих это единственная возможность добраться до работы, до больницы или краевого центра. Изменения транспортной модели должны проходить максимально безболезненно. Именно поэтому все принимаемые решения должны быть ориентированы в первую очередь на мнение жителей».
Кроме того, Минтранс намерен ужесточить ответственность агрегаторов такси за подключение водителей-нелегалов. В министерстве готовят соответствующие поправки в региональное законодательство. Проект планируется вынести на рассмотрение краевого парламента в мае 2023 года. Замминистра отметил, что на федеральном уровне такой закон уже приняли – в силу он вступит в сентябре 2023 года.
«Транспортная реформа позволяет обновить автопарк и сократить «средний возраст» автобусов с 20 до трех лет. Кроме того, избавляемся от дублирующих друг друга маршрутов. Существующие проблемы с установкой остановочных пунктов решаются совместными силами краевого и муниципального бюджетов. В целом считаю, что реформа идет неплохо, завершиться она должна в 2026 году», – подытожил Алексей Мельников, председатель комитета по промышленности, экономической политике и налогам краевого парламента.