Автор: Наталия Ярославцева
Действие разворачивается в основном не в гостинице, а в ресторане и Парке имени Горького. Большое количество исторических фактов в некоторых моментах переполняет спектакль подробностями, которые не имеют продолжения в сюжете. А зрители на протяжении 2 часов 40 минут пытаются увидеть сцены из собственной биографии, но авторы им только указывают путь в страну воспоминаний.
Идея режиссера и сценариста документального кино, пермяка Бориса Караджева показать Пермь через историю гостиницы, в которую приезжают и остаются на некоторое время самые разные люди со всех концов страны, – замечательная. Наш город в этом плане уникальный, он стал «местом временного пребывания» для многих знаменитых, талантливых представителей искусства, культуры и науки, часто – очень плодотворного с точки зрения творчества. Если начать перечислять их фамилии и то, что было создано выдающимися личностями в Перми, не хватит нескольких часов.
И вот этот огромный багаж исторической информации с фактами, датами, названиями, именами постановщики спектакля «Гостиница «Центральная» (16+) не смогли или не успели упаковать в литературную пьесу с тонко пересекающимися сюжетными линиями. Получился некий спектакль-открытка как набор глянцевых картинок под названием «Гостиница «Центральная» (16+), в котором всего парочка фотографий гостиницы – одна в темноте, освещенная фонариками, другая военная, новогодняя, а все остальное, что называется, – в дополнение к набору.
В основе спектакля – рабочие моменты съемки документального кино об истории Перми. Режиссер Александра (актриса Евгения Барашкова) приглашает в студию людей, которые рассказывают о знаковых событиях прошлых лет, и в какой-то момент сама подходит к микрофону и записывает свой монолог-воспоминание. Через этот образ идет отсылка к истории создания и самобытности пермского кино и богатой журналистской «биографии» нашего города, но делается это как будто мимоходом. Из таких кадров – картинок из прошлого и состоит весь спектакль.
Фрагментами будущего фильма становятся и художественно-постановочные сцены, которые переносят зрителя в 1940-е и 1960-е годы. Герои этих зарисовок визуально очень похожи друг на друга, как одно поколение на другое, подтверждая мысль на одной из открыток буклета о спектакле – «Ничего не меняется…»: Пермь через поколения и эпохи». Если заменить в репликах слова «Пермь», «Молотов», «Нижняя Курья» на название другого города и его территорий, то не пермский зритель этого даже не заметит. Потому что той особой, родной, не похожей ни на один другой город Перми, какой она является для большинства пермяков, в этом спектакле нет.
Авторы постановки видят Пермь в другом ракурсе: двери в номерах гостинцы из дешевой белой «канадки»; актрисы в одних и тех же плащах осенью в парке и зимой в ресторане; люди, кто волею судьбы задержался здесь надолго, мечтают поскорее покинуть Пермь. Да и сами пермяки «присутствуют» в образе странных персонажей – несерьезных «детей секретаря обкома», любящих выпить за чужой счет «болельщиков» и т. д.
Художник спектакля – талантливая Юлиана Лайкова из МХТ им. Чехова – умеет создавать красивую, исторически точную, вызывающую восхищение у экспертов и зрителей сценографию и костюмы. И Пермский Театр-Театр уже приучил пермяков к качественной картинке на сцене, оригинальным декорациям и смысловой наполненности костюмов. Но в спектакле «Гостиница «Центральная» (16+) не хватает таких узнаваемых элементов города – например, знаменитого скошенного фасада гостиницы «Центральная» с входом, где три двери, или пермской ротонды в парке.
Историю эвакуации труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Пермь и развития пермского балета рассказывает педагог хореографического училища Валентина Александровна (Елена Старостина), но каким-то сухим, казенным языком. Кажется, что авторам литературного текста Ксении Гашевой, Валентину Донскову и Елене Невежиной не хватило времени на качественную «доработку» своего направления. Несмотря на это, заслуженной артистке России Елене Старостиной удалось точно передать образ своей героини, в котором «считывается» прототип знаменитого педагога Людмилы Сахаровой, продолжившей дело основательницы Пермского хореографического училища, ленинградки Екатерины Гейденрейх.
Музыкальная составляющая – одна из сильных сторон Пермского Театр-Театра, и прекрасное живое исполнение на сцене эстрадных номеров вновь это подтвердило. Органично смотрелись на сцене музыканты оркестра (Дмитрий Колегов, Юрий Трусков, Александр Соснов, Анна Шарпе, Максим Иванчин и Дмитрий Заякин) и джаз-банда (Эмилия Веприкова, Никита Пепеляев и Никита Курицын) – исполнители популярных песен 1960-х.
Вспомнили авторы постановки и про книжные традиции Перми – на примере выпуска уникального сборника молодых пермских поэтесс «Княженика». Отразили и популярную в советское время тему закладки «капсулы будущего» с письмом новым поколениям. Много разных исторических фактов прозвучало со сцены, много было названо имен, связанных с городом. Но почему-то для сравнения вспоминается кинофильм «Я иду, шагаю по Москве», где нет такого объема архивных сведений. А город показан с нежной любовью к его людям, улицам, ритму жизни – так, что тысячи молодых людей мечтают побывать в Москве и ощутить ее пульс вживую.
И когда в завершающей сцене спектакля «Гостиница «Центральная» (16+) создается некий телемост между прошлым и днем сегодняшним, я, например, как зритель испытала какое-то разочарование. Ведь свою Пермь, свои воспоминания о городе я в спектакле не нашла. А вернуться в детство невозможно, как и оказаться в городе в то время, когда случились твои счастливые моменты. Поэтому, несмотря ни на что, после спектакля остается чувство благодарности авторам проекта за то, что они «разбудили» в тебе эти светлые воспоминания о родном городе, о Перми, у которой в этом году юбилей.
А истории о знаменитых «жителях» пермской гостиницы представлены в фойе Театра-Театра на стендах выставки «#Семиэтажка. Гостиница «Центральная: великие постояльцы».
Фото: Никита Чунтомов / предоставлено Театром-Театром.