Заманить в гости. Эксперты – о том, как продвигать Пермь и привлечь в регион больше туристов

​Business Class побеседовал с представителями турбизнеса и экспертами из других сфер о том, как продвигать Пермь и привлечь больше туристов в год трехсотлетия краевой столицы. Существующие и потенциальные «магниты» нашлись разные: от белого снега до «зеленого кольца», от горных склонов до гавани на Каме. Взгляды на взаимодействие властей и бизнеса в этом процессе тоже отличаются.

Автор: Кристина Суворова

В Пермском крае утверждена стратегия развития туризма до 2035 года. Это объемная научно-исследовательская работа, которую провели ученые Пермского классического университета по заказу Министерства по туризму и молодежной политике Прикамья. По мнению авторов стратегии, при продвижении Пермского края необходимо ориентироваться на «продажу впечатлений, удовольствий и эмоций», активно вовлекая в реализацию этой концепции субъектов туриндустрии для обеспечения единства подхода.

Точки входа.

В качестве ключевого инструмента продвижения Пермского края ученые предлагают использовать в первую очередь возможности событийного туризма – привлечь внимание к региону через наиболее яркие события: фестивали, чемпионаты, в том числе мероприятия в рамках 300-летия. «Эти события стоит рассматривать не только как информационный повод для привлечения внимания общественности, но и как «точку входа» для потенциальных посетителей Пермского края, которая обеспечивает дальнейшее движение по территории региона», – подчеркивают авторы стратегии развития туризма.

«Именно такой подход используется в работе. Например, люди приезжают на Дягилевский фестиваль и кроме концертных площадок посещают и другие туристические локации, в том числе за пределами Перми. Чем больше масштабных событий, тем больше таких «точек входа». Этот механизм привлечения туристов хорошо отработан и эффективен», – отмечает директор фирмы «Валида», председатель общественного совета при Министерстве туризма и молодежной политики Пермского края Елена Шперкина.

В юбилейный для Перми год в ряд с Дягилевский фестивалем, Пермским марафоном встают масштабные соревнования по фигурному катанию, игры Первой лиги КВН, «Российская студенческая весна» и Первый всероссийский фестиваль детского, семейного кино и анимации.

По словам Елены Шперкиной, подход привлечения туристов через яркие события – фестивали, праздники – работает для любой территории, не только краевой столицы. «Но надо быть готовыми к тому, что люди заинтересуются и поедут не с одного раза. Нужно долгое и системное продвижение. Мне кажется важным рассказывать о событии не только непосредственно перед началом и сразу после окончания, а оставаться в информационном поле. Как минимум поддерживать и актуализировать сайт. Даже если речь идет о фестивале, который проводится раз в год, в сообществе организаторов, участников действует постоянно, внутри него происходит что-то, чем можно делиться с аудиторией», – отметила она.

По оценке эксперта, сегодня муниципалитеты гораздо глубже погружены в тему туристической привлекательности, чем в предыдущие годы. «Сейчас в развитие туризма включены все территории Пермского края, все главы осознали актуальность этой работы. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но в целом по сравнению с недавним прошлым ситуация отличается кардинально – день и ночь. Это происходит благодаря тому, что развитие внутреннего туризма системно поддерживается на федеральном и на региональном уровнях», – пояснила Елена Шперкина.

По мнению депутата Законодательного Собрания Пермского края Марии Коноваловой, мероприятия, проводимые в территориях, и локальные бренды выигрывают от присутствия в юбилейной повестке. «Фестиваль «Тайны горы Крестовой» в этом году должен быть интегрирован в большую программу «Пермь-300». Я также стараюсь туда включать наши меценатские проекты, потому что региональная программа – дополнительная информационная поддержка, а как максимум – возможность привлечь ресурсы. У нас есть местные бренды, которые выросли из масштаба территории. Например, натуральные джемы и варенья «Русский лес», которые производятся в Очере, работают с крупными маркетплейсами и заказчиками по всей стране. Но при этом в Пермском крае о них знают далеко не все. Мое предложение заключается в том, чтобы показывать локальные бренды в региональной повестке и таким образом поднимать их статус», – рассказала она.

Горы кинофильмов.

Генеральный директор Бюро путешествий «Евразия», доцент кафедры туризма ПГНИУ Сергей Минаев считает, что среди всех мер по продвижению туристической привлекательности самая удачная – это поддержка кинопроизводства в Пермском крае.

– Это выход на аудиторию России, без затрат местного бюджета на рекламу. Сколько всего сняли! Губаха стала прямо-таки кинематографической столицей. Отчасти это благодаря природным красотам и во многом – транспортной доступности. До Усьвинских столбов зимой на снегоходах можно добраться, не перенапрягаясь, летом – на моторных лодках. Каменный город вообще всего в километре от шоссе. Кроме того, сейчас это уже раскрученное место в сообществе кинематографистов. Съемочная группа спросила у коллег совета, узнала: в Губахе столовая есть, гостиница есть, ехать недалеко – и вперед, – рассуждает собеседник.

По мнению Сергея Минаева, мощный толчок популярности территории был дан, когда с успехом прошли показы фильма «Сердце Пармы», прорекламировавшего Каменный город. «Спасибо Алексею Иванову, написал книгу, экранизация которой сыграла значительную роль в продвижении Пермского края. «К большому сожалению, после конфликта с краевым Минкультом десятилетней давности писатель не присутствует в пермском публичном пространстве. Если бы нынешнему руководству удалось с ним помириться, это было бы наилучшим вкладом в продвижение Пермского края», – уверен он. Дело другого толка и масштаба, на актуальность которого обратил внимание собеседник, – обновить декорации фильма «Сердце Пармы».

Пермский край регулярно появляется на экранах телевизоров и кинотеатров. Для помощи кинокомпаниям создана Пермская кинокомиссия (АНО «Центр развития кинопроизводства»). С 2019 года в регионе работает система «рибейтов», которая позволяет съемочным бригадам рассчитывать на возврат части средств (до 50%), потраченных на фильм или сериал из средств местного бюджета, если они были сняты, в том числе частично, на территории Прикамья.

В 2023 году в Пермском крае планируются съемки десяти фильмов и пяти сериалов. Среди них роуд-муви «Про Маньпупунер» (12+) Ивана Добронравова и ООО «Ду Ит Бро Продакшн», многосерийная драмеди «Последний год» (16+) Данилы Козловского, сериал «Лихие» (18+) режиссера Юрия Быкова.

Склоны и белый снег.

Пермский край отличается наибольшим по меркам Урала числом горнолыжных комплексов (21), и они работают на многие другие регионы страны. По данным авторов стратегии развития туризма, свыше четверти горнолыжников прибывает в прикамские комплексы из других субъектов РФ. Объем потока по наиболее крупным горнолыжным комплексам – «Губаха», «Такман», «Жебреи», «Иван-гора» – еще в 2021 году оценивался в 300 тыс. посетителей за горнолыжный сезон.

«В ту же Губаху приезжают абсолютно из разных регионов – достаточно посмотреть на номера машин на парковке горнолыжного комплекса, чтобы в этом убедиться. Потому что это ближний и самый дешевый курорт. Сочи переполнен, а трассы там очень узкие. По сравнению с ним Губаха и Чусовой – просто сказка. Чусовой за последнее время в плане удобства очень вырос. На «Такмане» уже четыре подъемника, сделали новые трассы, нет очередей», – оценил Сергей Минаев.

Активный зимний отдых в Пермском крае привлекает туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Это определенная прослойка людей, в том числе госслужащих, с высоким доходом. «Те, кому в Европу теперь нельзя, а в Дубае надоело, едут в Пермский край, хотят посмотреть Россию. Каждую неделю две-три группы прилетают. Основные направления в Прикамье – Усьва, Каменный город, Полюд, Ветлан», – рассказал гендиректор «Евразии».

– Никто не жалуется, что не понравилось путешествие или сервис убогий. «Какой у вас белый снег!» – так говорят москвичи и петербуржцы. Я считаю, самая привлекательная особенность Пермского края для зимнего отдыха – это снег. У нас его гораздо больше, чем в соседних регионах, например, в Свердловской области. Если выехать на Полюд, Ветлан или в Чердынь, там деревья полностью покрыты изморозью, это впечатляет, – говорит Сергей Минаев.

Порядка 90% заявок от туристов поступает через интернет. «Сейчас это, пожалуй, самый эффективный канал продвижения турпродукта. Рекламные туры для операторов были необходимы для привлечения зарубежных туристов, но сейчас это неактуально, так как организованные группы из-за границы приезжать фактически перестали», – делится руководитель бюро путешествий.

На волне и в кольце.

Олег Ощепков, бывший министр культуры Пермского края, эксперт в сфере маркетинга и рекламы, а также ресторатор, неоспоримым преимуществом Перми назвал Каму. «У Екатеринбурга никогда не будет большой реки. Но есть широкая бизнес-аудитория с высокой платежеспособностью», – отмечает собеседник. Из этих двух вводных вытекает идея создания в Перми марины (специально оборудованная гавань для яхт, катеров и других маломерных судов, на которой экипажам предоставляют различные услуги» («bc»).

– Мне представляется, что частью стратегии продвижения Перми могут быть «нескучные выходные на Каме». Для этого нужны две ключевые вещи – побыстрее достроить трехполосную дорогу, которая соединяла бы Пермь и Екатеринбург, и организовать марину.

Мы видим, как удалось обновить части набережной в Перми, следующей реновацией может быть часть в районе Мотовилихи, Она как раз подходит для марины. Бизнесмены приезжали бы сюда, чтобы побыть у большой реки, смогли бы оставить здесь яхты – парусные и моторные. Как только представлялась бы возможность, они садились бы в свои дорогие автомобили и по трассе домчались до Перми, где проводили бы выходные, катались на яхтах, ели в ресторанах, а вечером направлялись на спектакль в Театр оперы и балета, – описал идею Олег Ощепков.

В контексте туристической привлекательности он видит и проект «Зеленое кольцо», который направлен на обустройство общественных пространств и экологическое восстановление объектов в долинах рек Егошихи и Данилихи.

«Реновация долин малых рек не только улучшит качество жизни горожан, но и задаст вектор на популяризацию территории. Интеграция огромного количества малых рек в городское пространство, максимальное благоустройство в интересах жителей и биоценоза дало бы стратегический эффект в части развития городской среды. Более того, могло бы стать мощнейшим якорем для продвинутой части туристов. Возможно, кто-то из них даже захотел бы жить в Перми», – рассуждает собеседник.

В 2022 году в рамках проекта «Зеленое кольцо» стартовали реновация Егошихинского культурно-мемориального парка и работы по благоустройству Черняевского леса. Олег Ощепков отмечает, что хотелось бы скорее увидеть конкретное воплощение заявленной идеи. «Бизнесу хочется не замыкаться на процессах, а увидеть итог своего труда. Это очень важное качество и для власти – желать получить результат и делать осознанные шаги к этому», – отметил он.

Новая пермская кухня.

Авторы стратегии развития туризма в Пермском крае до 2035 года выделяют в качестве приоритетных направлений деловой, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, горнолыжный, активный и экологический круизный, а также детский. Гастрономический туризм упомянут в числе прочих, но отдельно вопрос продвижения региона через развитие этой сферы не рассматривается.

Олег Ощепков говорит о недооцененности гастрономического потенциала региона. «Рестораторы по определению – фронтмены любой туристической стратегии. В ней должна быть отдельная ниша гастрономического туризма, чего нет и в помине. Иначе мы бы об этом знали, мы были бы частью проекта, но всего этого нет», – констатирует он.

– Мы как бизнес знаем свои задачи – максимизация и увеличение прибыли. Для этого нам вмешательство властей не нужно: не мешают работать – и замечательно. Но власть могла быть инициатором коллективного действия рестораторов, нацеленного на синергетический эффект. Чтобы мы объединились в некой гастрономической концепции, связанной с новой пермской кухней. Как бы здорово себя ни показывали по отдельности, это не позволит по-настоящему сформировать точку притяжения. Я не представляю себе туриста, который настолько бы вдохновился тем или иным рестораном Перми, чтобы приехать только ради него. Но возможность посетить некоторое количество заведений с уникальной пермской кухней – это более значительное явление. Создано оно может быть только в сотрудничестве бизнеса и власти. Потому что она обладает ресурсами, которые могла бы потратить на популяризацию пермской кухни. Власть могла бы усадить за стол переговоров большое количество рестораторов, чтобы добиться появления внятной концепции и быть модератором, партнёром в этой работе, – говорит Олег Ощепков.


Энтузиазм бизнеса.

Есть замечательные примеры, когда в развитие туризма вовлечено местное сообщество, говорит Елена Шперкина.

«Никто ведь не «спускал сверху» в село Архангельское (Юсьвинский район) идею проведения мастер-классов по приготовлению шанег в печи. Жителям села Филатово (Ильинский округ) не наказывали возрождать народные промыслы. Люди сами берутся за это и, с одной стороны, делают интереснее жизнь в своем районе, с другой – привлекают гостей. А если приехали туристы, значит, что-то купили – это тоже плюс», – рассуждает она.

Сергей Минаев в аналогичном контексте упомянул организаторов активного отдыха на Усьве. «Накупили снегоходов, моторных лодок и сдают их в аренду. То есть появляется местная инициатива. Они даже турфирму так и назвали – «Местные энтузиасты», – рассказал он. Собеседник также добавил, что благодаря усилиям бизнеса Пермскому краю «нет равных в гастрономии».

Появляются новые гостиницы в территориях, например в Чердыни. Компания «Валида» планирует открыть эко-отель в Ильинском районе с использованием гранта в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». С привлечением федеральных средств реализуется масштабный инвестпроект по развитию Восточного склона горы Крестовой, включающий также и строительство гостиницы. В рамках еще одного соглашения с Туризм.РФ планируется создать отель в Перми на площадке бывшего ВКИУ (ул. Окулова, 4). Сейчас завершается его проектирование, до конца весны планируется провести отбор оператора.

В Перми расширяют номерной фонд действующих отелей. Один из самых активных участников пермского рынка гостиничных услуг – УК «Дом Хоспиталити», под управлением которой находятся три отеля – суммарно на 210 номеров. «По нашим подсчетам, это примерно 15-20% качественного номерного фонда в Перми. У нас есть краткосрочные планы по увеличению номерного фонда еще на 35 номеров. И долгосрочные – нарастить долю на рынке за счет покупки, аренды или управления другими объектами», – рассказал представитель «Дом Хоспиталити» Сергей Сташков.

По его словам, план развития учитывает, в том числе, и прибытие гостей на 300-летие Перми. Однако потребности целенаправленно выстраивать взаимодействие с властями конкретно по поводу юбилея нет.

– Все наше взаимодействие по поводу «Пермь-300» свелось к одной встрече с участием УФАС и предупреждением о недопустимости ценового сговора. Но у меня есть серьезный опыт работы как с государственными институтами развития (в частности, мы работаем сейчас с корпорацией Туризм.РФ), так и внутри них. И я понимаю: иногда отсутствие диалога – это вовсе не плохо. Это означает только, что каждый занимается своим делом. Возможности государства ограничены в плане индивидуальной поддержки, и это правильно. Общие же условия для развития у нас созданы, и они вполне позволяют работать. То, что краевые и городские власти делают к 300-летию, заметно невооруженным взглядом.

Мы, в свою очередь, покупаем дополнительные метры для расширения номерного фонда, недавно открыли в Holiday Inn Perm современное конференц-пространство и новый большой ресторан Karin – также на вновь приобретенных площадях. Модернизируем номерной фонд и в Holiday Inn, и в Apri City, проектируем реконструкцию Apri Polet. То есть развиваемся, в том числе и с расчетом на поток гостей, которые приедут на 300-летие города, – рассказал Сергей Сташков.

Бренд в пакете.

У Пермского края есть бренд региона: «Пермь Великая» в виде разноцветного медведя со слоганом «Впечатления через край». Авторы концепции развития туризма до 2035 года признают его весьма успешным, но предлагают переосмыслить. «Узнаваемость и чёткий позитивный ассоциативный ряд в отношении Пермского края необходимо строить на нескольких наиболее ярких, уникальных и притягательных достопримечательностях. Для этого предлагается использовать три «капсульных» образа региона. Природа – от широких рек и бескрайних лесов до высоких гор и глубоких пещер. Культура – от пермского звериного стиля и «пермских богов» до классического балета и актуального современного искусства. Бизнес – от горнозаводской цивилизации до современной робототехники и авиадвигателей, от традиционной коми-пермяцкой кухни до стильных баров и ресторанов.

Экс-министр культуры Прикамья Олег Ощепков вспоминает, что во время существования в Перми Центра развития дизайна продвинутые маркетинговые компании разработали по заказу центра как минимум десять брендбуков территорий. «Поскольку я в этом активным образом участвовал, знаю: это были хорошие и качественные продукты. Но в силу разных причин ни с одним из этих брендбуков не ведется полноценной работы», – отмечает он.

К 300-летию Перми разработан фирменный стиль юбилея, который организации могут использовать для создания собственной праздничной продукции: сувениров, подарков, упаковки. Элементы юбилея можно внедрить в оформление предприятий. Кроме того, есть фонд «Пермь-300», через который организации могут финансово поддержать юбилейные проекты – например, благоустройство скверов.

Елена Денисова, генеральный директор УК «Труменс-групп», полагает, что не лишними были бы также спонсорские и партнёрские пакеты для бизнеса, сформированные под конкретные события юбилея. «Это помогло бы вовлечь малый и средний бизнес в участие в проведение мероприятий. Когда само предпринимательское сообщество выступает организатором событий, такой механизм активно используется», – отмечает она.

Вложения в продвижение.

На программу «Развитие туризма» в бюджете Пермского края на 2023-2025 годы запланировано 931,6 млн рублей. В том числе на продвижение туристских ресурсов и повышение доступности туристских продуктов региона выделено 280,5 млн рублей. В недавно принятых поправках к бюджету была одна, касающаяся этой строки затрат. Дополнительно выделено 15 млн рублей на проведение в 2023 году фестиваля «Небесная ярмарка». Указано, что целью является привлечение туристов из других регионов, проведение, организация рекламных туров и включение мероприятия в линейку туристический продуктов крупных операторов РФ.

Согласно презентации краевого Министерства туризма по итогам 2022 года представители Прикамья приняли участие более чем в 30 мероприятиях для продвижения туристических ресурсов Пермского края. Среди них международные выставки «ОтдыхLeisure», «Интермаркет», «Большой Урал», MITT, а также всероссийские мероприятия, такие как «Маршрут года», «Мастера гостеприимства», «Туристический сувенир», Russian Event Awards.

В качестве инструментов продвижения также используется размещение информации о туристических ресурсах региона на федеральных интернет-порталах (Profi.Travel, Tourister.ru, Kanikuli.ru, Russia.Travel) и наружная реклама на транспорте в Санкт-Петербурге, Костроме, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Ярославле.