Автор: Даниил Сенин
Это случилось на исходе третьей декады XX века – в 1937 году. У станции Пашия, что тонула в лесах Пермской области, остановился поезд, вагон которого покинула небольшая группа геологов-изыскателей. Были все они из Пермского геологоразведочного управления и прибыли сюда в поисках залежей ценных минералов. И было что в земле найти, ведь вскоре рудознатцы обнаружили немалые запасы известняка – минерала пусть и не самого красивого, но необходимого повсюду, где нужно построить надежный дом, крепкий мост,
а то и что-то более масштабное.
В те не такие уж стародавние времена страна остро нуждалась в качественных строительных материалах. А известка – самая важная составляющая цемента. Оттого пришло решение – построить цементный завод в непосредственной близости от источника сырья. Но, как говорится, хочешь насмешить высшие силы, расскажи им о своих планах. Одно из самых драматичных событий в истории государства – Великая Отечественная война отложила создание завода. Минули тяжелые военные пять лет, вернувшись с победой, люди начали понемногу возвращаться к мирному хозяйству. Никто не забыл и о планах по строительству цементного завода, ведь как никогда стране нужны были качественные ресурсы для отстройки. Итак, 21 июня 1945 года советские власти распорядились – заводу быть.
То был май 1946 года. На станцию Пашия прибыл очередной поезд, который покинули 12 человек. Дюжина первых строителей с Чусовстальстроя. Вскоре правительство утвердило задание – строительство Ново-Пашийского цементного завода, способного в год выпускать 200 тыс. тонн цемента. Так у предприятия появились первое имя и цель. Впрочем, в дальнейшем проектные цифры не раз менялись.
В километре от железнодорожной станции разгорелась бурная деятельность. Сначала построили все необходимое для функционирования завода. Цементного великана начали возводить только в 1948 году. Лесная глушь наполнилась доселе незнакомыми звуками – рабочие зашли на стройплощадку. Человеческих ресурсов и техники не хватало, но труд спорился. Даже в морозы строители прогревали застывающую землю кострами, продолжая работать.
А вокруг медленно, но верно начало формироваться поселение. Первые дома здесь, несколько бараков там. Бывало, вспоминал Борис Маленьких, один из первых строителей завода, выйдут рабочие в тайгу, выберут направление и пойдут рубить – то будет улицей. Так появилась и первая – Октябрьская.
Со всего Союза прибывала помощь – стройматериалы, люди. В 1950 году строители совместно с железнодорожниками собрали свой Совет депутатов трудящихся. Так на востоке области появилась Новая Пашия, рабочий поселок, в котором жили и трудились 2000 человек.
В июне 1953 года с площадки завода, там, где должен был появиться известняковый карьер, раздался взрыв. Взрыв, который возвестил рождение завода, ведь то рабочие рыхлили горную породу. Карьер был готов к эксплуатации, равно как и первые промышленные объекты.
Аккерман_Пермь-ТОП.300
1955 год держал в напряжении заводчан – нужно было сдавать две производственные линии на 240 тыс. тонн цемента в год. Вдобавок к этому пуска ожидал ряд других объектов. На тот момент на предприятии работали уже 680 человек.
Время поджимало, целиком завод необходимо было сдать в 1956 году, но все осложняла необходимость реконструкции ранее построенной инфраструктуры. Да и изначальная проектная мощность увеличилась более чем в два раза – до 550 тыс. тонн в год. Тем не менее, 27 июня 1955 года первая технологическая линия заработала. На митинге в честь этого события перерезают алую ленту, а огонь в заводской печи зажигает старейший работник и один из организаторов цементной промышленности в стране – Иван Мороз.
Осенью завод включили в число действующих. Но за первый год своей деятельности предприятию удалось выпустить только 94 тыс. тонн цемента. В связи с этим власти Советского Союза принимают решение завод реконструировать и расширить.
Так, на Ново-Пашийском цементном заводе модернизировали первую и вторую технологические линии, создали третью в 1957. До 1960-1961 планируется ввести четвертую и пятую с мощностью на 900 тыс. тонн цемента в год. Кроме того, в 1960 году завод перевели с угля на мазут, для чего организовали эстакады, насосные станции и прочее необходимое оборудование для обеспечения всех промышленных установок топливом.
Реконструкция принесла свои плоды. Выросли показатели, улучшились условия производства. Для удобства рабочих построили новые бытовые помещения, рассчитанные на обслуживание 1800 человек.
В период с 1955 по 1962 годы Ново-Пашийский завод поставил на 30 адресов по всему Советскому Союзу свыше трех миллионов тонн цемента. Но этого по-прежнему было недостаточно, поэтому правительство вновь распорядилось расширить завод, дабы он мог выпускать уже по 2,7 млн тыс. тонн цемента ежегодно.
И на этом этапе прибегать пришлось не только к технической модернизации, но и к стимуляции рабочих. Так началось социалистическое соревнование за звание ударников социалистического труда, в котором приняли участие 63 бригады завода. В то же время в коллективе формировали привычку творить и изобретать. Инициативы и рацпредложения от сотрудников руководство завода всячески приветствовало. С 1961 по 1967 годы таких приняли более тысячи, почти 700 из которых внед-рили в производство, что привело к масштабным позитивным экономическим эффектам.
Заводчане выпускали отнюдь не только цемент. В 1964 году предприятие освоило производство известняковой муки – чрезвычайно востребованного в сельском хозяйстве удобрения. В 1965 году завод первым в мире освоил производство расширяющегося портландцемента. Он был жизненно необходим при строительстве гидрообъектов.
К примеру таких, как ГЭС на Волге и Каме. Ново-Пашийский завод стал для этих строек незаменимым. Тем временем, с 1960 по 1965 годы объемы производства выросли от 515,4 тыс. тонн цемента до почти 1,3 млн тонн цемента в год.
1965 год – важная веховая точка на карте истории завода. Ведь это год преобразования Новой Пашии в Горнозаводск. Вслед за городом и завод получил новое имя – Горнозаводский цементный завод.
Заметный рывок развития на заводе произошел благодарю новому топливу. Горнозаводск стал первым городом в Пермской области, в который начал поступать природный газ из Тюмени. Им запитали и печи предприятия. А на заводе приступили к возведению еще двух технологических линий. К 1971 году на семи линиях Горнозаводского цементного завода можно было производить уже 2,7 млн тонн цемента в год. Но заветного показателя предприятию удалось достичь только в 1980 годах.
Во времена перестройки преобразования добрались и до завода. В 1988 году появляется производственное объединение «Горнозаводскцемент», в состав которого вошло множество организаций. Не все шло гладко, но со временем внутри объединения устанавливаются прочные взаимоотношения.
Новые законы расширили полномочия руководства завода. Получилось повысить зарплату коллективу, выстроить более эффективную работу в различных горнозаводских социальных учреждениях. Кроме того, развернулось строительство жилья для сотрудников – порядка тысячи индивидуальных домов и квартир.
В 1989 году «Горнозаводскцемент» стал одним из десяти самых крупных цементных предприятий страны, выдавая ежегодно почти по три миллиона тонн цемента.
Девяностые стали для завода, привыкшего к постоянным преобразованиям, серьезным испытанием на прочность. «Горнозаводскцемент» приватизировали одним из первых в стране, и завод остался один на один с неприветливым рынком. Но в таком состоянии предприятие пробыло недолго, вскоре войдя в структуру холдинга «Альфа-цемент».
Но даже в таком состоянии завод не миновал экономического кризиса. С 1994 года резко упали объемы строительства. Клиентов АО «Горнозаводскцемент» это стороной не обошло, а значит – меньше заказ, простой оборудования. Во время бушующего кризиса 1998 года заводу удалось произвести всего 403 тыс. тонны цемента. Руководство ради сохранения завода приняло решение покинуть холдинг и продолжить свой путь самостоятельно. И это была верная ставка. Как только кризис начал стихать, спрос на цемент пошел ввысь. К 2004 году удалось нарастить объемы до 837 тыс. тонн в год.
Пережив тяжелые времена и прочно закрепившись на рынке, «Горнозаводскцемент» продолжил свою работу. В 2000 годах совокупный объем цемента, выпущенный за всю историю деятельности предприятия, достиг почти 80 млн тонн, что, по словам представителей завода, при попытке составить один большой поезд, насыпав в вагоны-цементовозы весь этот цемент, – получится полэкватора.
Новая история цемзавода в 2018-2019 годах тесно связалась с «Южно-Уральской Горно-перерабатывающей Компанией», что вскоре преобразится в широко известную группу предприятий AKKERMANN cement. Только войдя в его состав, предприятие в рекордный срок проводит модернизацию своего производства – всего за три месяца. А уже через год обновляет линейку выпускаемых цементов и обновляет парк автотехники.
«Горнозаводскцемент», будучи современным промышленным предприятием, ответственно подошло к теме экологии. Уже в 2000-х годах на заводе сильно окрепла служба охраны труда и экологии. С тех пор контроль за безопасностью деятельности завода для окружающей среды лишь усиливался. Сегодня руководство плотно взяло курс на «зеленое направление», намереваясь планомерно снижать выбросы углекислого газа в атмосферу.
Еще один важный инвестпроект, затрагивающий экологию, – «Альтернативное топливо». Летом 2022 года он получил статус приоритетного. Его суть состоит в частичном замещении топлива – газа – на древесные отходы. Окружающие завод лесозаготовительные предприятия ежегодно производят до 150 тыс. тонн таковых, при этом половина отправляется на свалки. За счет использования отходов в качестве альтернативного топлива заводу удастся сократить как выбросы CO2 (равные 70 тыс. тонн за год), так и потребление природного газа.
«Горнозаводскцемент» продолжает традиции своих славных предшественников и сегодня. В работу запущено производство щебня. Новый дробильно-сортировочный комплекс рассчитан на производство до миллиона тонн щебня ежегодно. Проект «Щебень» позволил компании расширить свое присутствие на рынке строительных материалов.
В производстве своего основного продукта заводчане тоже постоянно совершенствуются. Так, в линейке продукции ООО «Горнозаводскцемент» появилась десятая марка цемента – портландцемент с известняком ЦЕМ II/А-И 42,5Н.
Кроме того, компания активно осваивает не только рынки сбыта в России и ближнем зарубежье, но и выходит за его границы, налаживая экспортные поставки.
А за филигранную точность и безопасность отгрузки цемента на предприятии отвечает система автоматизации весов. «Горнозаводскцемент» одним из первых в РФ начал использовать такое современное оборудование на своем производстве.
Строительство нового Чусовского моста – один из наиболее крупных проектов в регионе. Протяженность его превышает 1,5 тыс. метров. Для строительства моста-близнеца «Горнозаводскцемент» поставляет наиболее подходящий портландцемент, от которого во много зависят конечные эксплуатационные характеристики критически важной для края инфраструктуры. Бетон, получающийся на его основе, обладает высокими прочностными свойствами ввиду более жестких требований по минералогии цемента. Совместно с партнерами долгое время проводился тщательный отбор наиболее оптимальной бетонной смеси для мостовых конструкций.
Раз «Горнозаводскцемент» смог произвести столько продукции, которой хватит, чтобы обогнуть полэкватора, то останавливаться на достигнутом никак нельзя, считают на предприятии. Нужно идти дальше, расширяя производство, продолжая обеспечивать важные стройки страны высококачественными стройматериалами. На предприятии уверены, что тоже смогут однажды перешагнуть рубеж в 300 лет, с гордостью взирая на свою историю, с уважением вспоминая ту первую дюжину рабочих, приехавших на станцию Пашия всего с одной машиной, и тот вклад в огромное количество домов, школ, детских садов, поликлиник, магазинов и множества других зданий, которые надежно скрепил цемент из Горнозаводска.